Из чего делают краски? Истина про разницу в красках: вся правда от производителя. Часть 1
4 июня 2024 12:00
Если вы хоть раз задавались вопросом из чего состоит художественная краска, и какую роль в ней играет каждый отдельно взятый компонент, спешим вас обрадовать! Мы подготовили для вас большое видео, где подробно разложили всё по полочкам, и дали ему рабочее название — истина про краску. Правда, оно собрало в себе столько полезной информации, что пришлось делить её сразу на две статьи! Итак, часть первая.
Из чего состоят краски
Любые краски, будь то акрил, акварель, гуашь, масло и темпера, состоят из следующих элементов: пигменты, связующее, наполнитель, консерванты и иные добавки.
Пигмент
Пигмент задаёт краске цвет. А вид пигмента определяет некоторые её свойства: светостойкость и укрывистость. На этикетках художественных красок пигменты, которые были использованы для создания каждого оттенка, обозначают буквенно-цифровыми индексами, (PG7, PV23), а свойства — графическими символами (◩ ★★★).Светостойкость — это способность пигментов сохранять цвет при воздействии света, это значение указывается звёздочками, и чем звёздочек больше, тем светостойкость выше: ★ — уровень светостойкости низкий, ★★ — хороший, ★★★ — прекрасный. И тем дольше краска может находиться под солнечным лучами без изменений.
Укрывистость — это способность цвета перекрывать тёмную подложку. На этикетках это свойство определяется квадратным символом. Он может быть полностью закрашенным ◼️ — краска обладает хорошей укрывистостью; закрашенным наполовину ◩ — это средняя укрывистость, значит, что краска полупрозрачная; и пустым ☐ — краска прозрачная.
Некоторые новички считают, что укрывистая краска — это краска хорошая, а прозрачная краска — плохая. Но это некорректно. Художникам в работе часто нужны краски разной укрывистости для разных техник.
Укрывистость не определяется видом краски напрямую, хотя есть общие закономерности. Например, гуашь считается более кроющей краской чем акварель, но пигмент является определяющим критерием.
Так, пигмент PY34 в гуаши обладает меньшей укрывистостью, чем пигмент PG17 в акварели. Потому что пигмент PG17 укрывистый по своим свойствам и остаётся таким во всех видах краски.
Пигменты также различаются по своему происхождению, они бывают синтетические или натуральные. Современные синтетические пигменты, в сравнении с натуральными, часто бывают более стабильными и безопасными.
Связующее
Это вещество, которое связывает частицы пигментов. Именно связующее определяет вид красок и их основные свойства. В акварели и гуаши в качестве связующего часто выступает гуммиарабик или декстрин, в масляных красках — льняное масло, в акриловых — акриловая дисперсия.
Связующее определяет две важных вещи:
- Будет ли краска после высыхания водостойкой или нет. Так, акриловые, масляные и темперные краски после высыхания водостойкие, а акварель и гуашь — нет. Если на гуашевый рисунок капнуть водой — капля оставит развод, а если на акриловый — ничего не произойдёт, потому что после высыхания акриловые и масляные краски превращаются в водостойкий полимер.
- Чем будет разбавляться краска в процессе рисования: водой, маслом или специальными разбавителями. Так, акрил, темпера, гуашь и акварель разбавляются обычной водой, а масло — маслом или специальными разбавителями, например, пиненом.
Наполнитель
Краска редко состоит только из связующего и пигментов. Если конечно это не акварель. В остальных случаях, красочному мазку нужна плотность, то, что технологи иногда называют «тело краски».
В качестве наполнителя обычно используются нейтральные вещества: микромрамор, кальцит, каолин и т.п.
Наполнитель позволяет увеличивать количество краски, почти не меняя её оттенок и свойства. В премиальных линейках красок количество наполнителя обычно минимально. В ученических линейках наполнителя значительно больше, что удешевляет состав, делая его более доступным потребителю.
Наполнитель позволяет увеличивать количество краски, почти не меняя её оттенок и свойства. В премиальных линейках красок количество наполнителя обычно минимально. В ученических линейках наполнителя значительно больше, что удешевляет состав, делая его более доступным потребителю.
Консерванты и добавки
Помогают краскам хранится и не портиться, пока художник находится в длительном ожидании творческого порыва :)
В некоторых красках ещё присутствует загуститель, который влияет на консистенцию краски. А также иные функциональные добавки.
Это свойство не очень важно для живописи, потому что работы являются украшением интерьера. Но механическая стойкость очень важна, если окрашивается какое-то изделие, которое используется в быту: шкатулки, подносы или предметы мебели.
Понятно, что никто не будет красить изделие неводостойкими акварелью или гуашью. Но можно посмотреть разницу между темперой, матовым акрилом, глянцевым акрилом и маслом. Глянцевый акрил и масло гораздо лучше защищены от механических повреждений.
В гуаши, темпере и матовых акриловых красках кажется, что цвета немного глохнут после высыхания, теряют яркость.
Это происходит именно из-за разницы восприятия. Когда сырая краска блестит, отражает и бликует, то и цвет её смотрится ярче. Впрочем, вернуть краскам яркость довольно легко, с помощью дальнейшей лакировки глянцевым лаком. Но многим нравятся именно матовые краски за их приглушённые бархатистые оттенки.
Во второй части истины про краску подробно разбираем виды красок и чем они отличаются. Читайте статью по ссылке Масло, акрил, акварель, гуашь и темпера: в чём отличия? Истина про разницу в красках. Часть 2 >>
Или смотрите полное видео прямо сейчас :)
Скачать шпаргалку В некоторых красках ещё присутствует загуститель, который влияет на консистенцию краски. А также иные функциональные добавки.
Какие краски наиболее стойкие
Механическая стойкость красочного покрытия также определяется связующим.
Это свойство не очень важно для живописи, потому что работы являются украшением интерьера. Но механическая стойкость очень важна, если окрашивается какое-то изделие, которое используется в быту: шкатулки, подносы или предметы мебели.
Понятно, что никто не будет красить изделие неводостойкими акварелью или гуашью. Но можно посмотреть разницу между темперой, матовым акрилом, глянцевым акрилом и маслом. Глянцевый акрил и масло гораздо лучше защищены от механических повреждений.
Глянцевость
Большое значение для восприятия цвета имеет показатель глянцевости. Один и тот же оттенок в разных красках смотрится по-разному из-за разного финиша.
В гуаши, темпере и матовых акриловых красках кажется, что цвета немного глохнут после высыхания, теряют яркость.
Это происходит именно из-за разницы восприятия. Когда сырая краска блестит, отражает и бликует, то и цвет её смотрится ярче. Впрочем, вернуть краскам яркость довольно легко, с помощью дальнейшей лакировки глянцевым лаком. Но многим нравятся именно матовые краски за их приглушённые бархатистые оттенки.
Во второй части истины про краску подробно разбираем виды красок и чем они отличаются. Читайте статью по ссылке Масло, акрил, акварель, гуашь и темпера: в чём отличия? Истина про разницу в красках. Часть 2 >>
Или смотрите полное видео прямо сейчас :)