Масло, акрил, акварель, гуашь и темпера: в чём отличия? Истина про разницу в красках. Часть 2
5 июня 2024 11:00
Какую краску выбрать начинающему художнику?
Чем разбавлять разные краски?
Что будет, если смешать масло с акрилом?
Чем темпера отличается от других красок?
Разбираем, чем отличаются масло, акрил, акварель, гуашь и темпера друг от друга и проверяем, что будет, если их смешать. Вторая часть истины про краску.
Чем разбавлять разные краски?
Что будет, если смешать масло с акрилом?
Чем темпера отличается от других красок?
Разбираем, чем отличаются масло, акрил, акварель, гуашь и темпера друг от друга и проверяем, что будет, если их смешать. Вторая часть истины про краску.
Виды красок
Акварель
Наверное, самая доступная и популярная краска. Чем же она так популярна?
Акварель разбавляется водой, не пахнет. Её очень удобно брать с собой в поездки и на пленэры, ведь тюбики и кюветки с акварелью имеют совсем небольшой размер. Огромный выбор оттенков у разных производителей, возможность докупать цвета по одному, разнообразие техник, в которых можно применять акварель — всё это очень привлекает.
Что ещё нужно знать про акварель?
После высыхания краска неводостойка, поэтому нужно бережно относиться к акварельным работам, беречь их от влаги.
Также в акварели очень важно выбирать краски с высокой светостойкостью, потому что гуммиарабик не даёт никакой дополнительной плёнки, которая бы могла обеспечивать краске защиту от УФ-лучей.
Большинство оттенков в акварели — прозрачные и полупрозрачные, это дарит акварельным рисункам характерную воздушность и лёгкость. Белила в акварели, как правило, не используют, тон и насыщенность цвета регулируется разбавлением красок водой.
Акварель довольно капризна к бумаге: одни и те же краски на разных типах бумаг будут давать порой совсем разный результат.
Мы знакомимся с медовой акварелью ещё в детском саду и по привычке продолжаем думать, что это самая простая в освоении краска. Но акварель не так просто приручить! И мы считаем, что в работе это одна из самых сложных красок.
Также в акварели очень важно выбирать краски с высокой светостойкостью, потому что гуммиарабик не даёт никакой дополнительной плёнки, которая бы могла обеспечивать краске защиту от УФ-лучей.
Большинство оттенков в акварели — прозрачные и полупрозрачные, это дарит акварельным рисункам характерную воздушность и лёгкость. Белила в акварели, как правило, не используют, тон и насыщенность цвета регулируется разбавлением красок водой.
Акварель довольно капризна к бумаге: одни и те же краски на разных типах бумаг будут давать порой совсем разный результат.
Мы знакомимся с медовой акварелью ещё в детском саду и по привычке продолжаем думать, что это самая простая в освоении краска. Но акварель не так просто приручить! И мы считаем, что в работе это одна из самых сложных красок.
Гуашь
Гуашь также в голове у многих ассоциируется с несерьёзной, детской или плакатной краской. Но многие известные художники работали гуашью: Рене Магритт, Сальвадор Дали, Пикассо, Ван Гог.
Чем гуашь отличается от акварели?
Гуашь — более плотная краска, благодаря присутствию наполнителей. У хорошей свежей гуаши приятная кремовая консистенция, поэтому ей чаще работают в более плотных мазковых техниках, и сами по себе эти краски обладают более высокой укрывистостью. Хотя при желании гуашь также можно сильно разбавлять и получать полупрозрачные лессировки.
После высыхания гуашь образует матовую поверхность. Некоторые оттенки в гуаши разных производителей после высыхания могут немного светлеть. Поэтому при работе с новой краской имеет смысл предварительно сделать выкраски, чтобы знать, чего ожидать.
В качестве связующего обычно используется декстрин — это водоразбавляемый клей. Поэтому гуашь разбавляется водой и не требует никаких специальных разбавителей.
Работа с гуашью по ощущениям напоминает работу с масляными красками, поэтому в детских художественных школах часто оттачивают навыки именно на гуаши, чтобы потом перейти на масло.
После высыхания гуашь образует матовую поверхность. Некоторые оттенки в гуаши разных производителей после высыхания могут немного светлеть. Поэтому при работе с новой краской имеет смысл предварительно сделать выкраски, чтобы знать, чего ожидать.
В качестве связующего обычно используется декстрин — это водоразбавляемый клей. Поэтому гуашь разбавляется водой и не требует никаких специальных разбавителей.
Работа с гуашью по ощущениям напоминает работу с масляными красками, поэтому в детских художественных школах часто оттачивают навыки именно на гуаши, чтобы потом перейти на масло.
Акриловые краски
Это самый молодой вид красок из живописных, но тем не менее, даже он давно уже разменял полвека, так что можно смело заявлять, что это качественная краска, способная сохранить произведение искусства в первозданном виде на долгие и долгие годы.
Акрил также разбавляется водой и почти не пахнет. У некоторых видов акриловой дисперсии бывает характерный запах, но он едва заметен и к тому же легко выветривается.
После высыхания акриловые краски создают водостойкую латексную плёнку, которая обеспечивает работам хорошую сохранность и небольшую дополнительную защиту от УФ-лучей.
Акриловые краски при высыхании становятся немного темнее. Это происходит потому, что акриловая дисперсия по своей природе белая, а после испарения воды становится прозрачной. И это просто факт, который стоит принять при выборе красок.
Самое главное отличие акриловых красок — очень быстрое время высыхания! Этим активно пользуются художники, которые работают со срочными заказами: утром можно создать картину, а вечером уже отдать её радостному заказчику, если, конечно, речь не идёт о пастозных техниках.
Кстати, об этом. Густые акриловые краски очень часто используют для объёмных пастозных техник. В таком случае ими работают грубыми кистями или мастихинами. Пастозные работы, выполненные акрилом, высыхают гораздо быстрее, чем масляные, выполненные в такой же технике. Сравните: полное высыхание густого слоя масла может занимать не меньше десятилетия, в то время, как акрил в толстом слое полимеризуется максимум за неделю.
Но главный плюс акрила в виде быстрого высыхания для кого-то может наоборот оказаться минусом: при работе с акриловыми красками приходится работать быстрее и обязательно привыкать сразу мыть кисти после использования, иначе они намертво засохнут и испортятся. Однако для этих целей существуют специальные составы, замедляющие высыхание красок.
Также акрил можно сильно разбавлять водой и работать в многослойных лессировочных техниках.
Большой выбор дарит и многообразие акрила: он бывает густой или текучий; с разными вариантами финиша: от матового до глянцевого.
Современных художников особенно привлекает непритязательность акрила к основе. Всё, что угодно может быть вашим холстом: дерево, металл, бумага, пластик и любые холсты.
Темпера
Это также живописная краска, однако у неё нет устоявшегося состава. Потому что под понятием «тéмпера» разные художники понимают краски на разных основах.
В зависимости от связующего, можно выделить следующие виды темперы:
Это довольно любопытно, потому что художники разных стран, говоря «темпера», могут просто неправильно друг друга понять: на постсоветском пространстве под темперой обычно понимают краску на основе ПВА, а за рубежом часто встречается темпера на основе гуммиарабика и декстрина.
Почему так вышло? Исторически темпера замешивалась на яичном желтке с водой и уксусом. Именно такая темпера повсеместно применялась в иконописи, настенной живописи, а также в народных росписях, например, палехской. До сих пор многие иконописцы работают исключительно на яичной темпере.
Художники замешивают нужное количество краски под себя — это максимально экономичный вариант, но такой состав очень плохо хранится. Поэтому в 20 веке разные производители создавали свои рецепты краски, которую можно поставить в продажу и назвать по свойствам темперой. Хотя бывает в продаже и именно яичная темпера, но у неё очень короткий срок годности.
Что же объединяет краски на таких разных основах? Конечно, у них есть небольшие отличия в свойствах в зависимости от состава, но общие черты, к которым стремятся все виды темперы, следующие:
В зависимости от связующего, можно выделить следующие виды темперы:
- яичная,
- темпера на основе ПВА,
- темпера на основе декстрина или гуммиарабика,
- масляно-казеиновая темпера,
- воско-масляная темпера,
- акриловая темпера.
Это довольно любопытно, потому что художники разных стран, говоря «темпера», могут просто неправильно друг друга понять: на постсоветском пространстве под темперой обычно понимают краску на основе ПВА, а за рубежом часто встречается темпера на основе гуммиарабика и декстрина.
Почему так вышло? Исторически темпера замешивалась на яичном желтке с водой и уксусом. Именно такая темпера повсеместно применялась в иконописи, настенной живописи, а также в народных росписях, например, палехской. До сих пор многие иконописцы работают исключительно на яичной темпере.
Художники замешивают нужное количество краски под себя — это максимально экономичный вариант, но такой состав очень плохо хранится. Поэтому в 20 веке разные производители создавали свои рецепты краски, которую можно поставить в продажу и назвать по свойствам темперой. Хотя бывает в продаже и именно яичная темпера, но у неё очень короткий срок годности.
Что же объединяет краски на таких разных основах? Конечно, у них есть небольшие отличия в свойствах в зависимости от состава, но общие черты, к которым стремятся все виды темперы, следующие:
- это плотный укрывистый красочный слой,
- чистота размывок при лессировках,
- глубокая матовая поверхность,
- быстрое время высыхания.
Масляные краски
Масляная живопись вызывает много технологических вопросов. Это порой пугает новичков, однако для опытных художников работа с маслом — одна из самых приятных и простых. Масляные краски долго идут за кистью, долго остаются в рабочем состоянии и отлично смешиваются, давая очень плавные переходы.
В отличие от всех предыдущих красок масляные разбавляются не водой, а специальными разбавителями. В их составе может быть льняное или пихтовое масло, пинен, скипидар или уайт-спирит, или смесь этих нескольких компонентов.
Все эти разбавители, растворители, специальные лаки и иногда даже сами масляные краски обладают выраженными запахами, что тоже может накладывать некоторые ограничения, например, для аллергиков.
Кстати, частая ошибка, которую допускают новички, первый раз столкнувшиеся с классическими масляными красками — пытаться разбавлять масло водой. Но это невозможно в принципе: масло смешивается с маслом, а вода никак не задействована в этом процессе и только мешает.
Масло долго полимеризуется, поэтому до покрытия картины лаком рекомендуется выдерживать время не меньше полугода.
Масляные краски также более требовательны в подготовке и выборе холста для работы. Профессиональные маслянисты любят качественные льняные холсты, тщательно проклеенные и прогрунтованные.
В отличие от всех предыдущих красок масляные разбавляются не водой, а специальными разбавителями. В их составе может быть льняное или пихтовое масло, пинен, скипидар или уайт-спирит, или смесь этих нескольких компонентов.
Все эти разбавители, растворители, специальные лаки и иногда даже сами масляные краски обладают выраженными запахами, что тоже может накладывать некоторые ограничения, например, для аллергиков.
Кстати, частая ошибка, которую допускают новички, первый раз столкнувшиеся с классическими масляными красками — пытаться разбавлять масло водой. Но это невозможно в принципе: масло смешивается с маслом, а вода никак не задействована в этом процессе и только мешает.
Масло долго полимеризуется, поэтому до покрытия картины лаком рекомендуется выдерживать время не меньше полугода.
Масляные краски также более требовательны в подготовке и выборе холста для работы. Профессиональные маслянисты любят качественные льняные холсты, тщательно проклеенные и прогрунтованные.
Сочетаемость красок друг с другом
При желании все водные краски (акварель, гуашь, акрил и некоторые виды темперы) можно спокойно смешивать между собой. Гуашь и акварель при смешивании с акрилом будут становится более глянцевыми, а если акрила в этой смеси будет больше, то красочный слой ещё и приобретёт водостойкость.
А вот масло нельзя смешать ни с одной этих красок.
Точнее, смешать их можно: сами пигменты и наполнители смешаются, но из-за разницы основ в лучшем случае получится неприятная по консистенции и разносимости субстанция. В будущем такой красочный слой может начать отслаиваться от основы либо трескаться.
Кроме того, существует незыблемое правило: акрил можно наносить под масло. Например, первым слоем сделать акриловый фон, подмалёвок или имприматуру, а когда акрил высохнет — работать маслом. Но акрил нельзя наносить поверх масляных работ! Это касается и акриловых лаков, и акриловых красок.
Маслу для высыхания нужно «дышать». Слой масляной краски может схватиться сверху, но ещё остаться подвижным внутри. И если в этот момент сверху нанести акриловый лак или краску, то образовавшаяся латексная плёнка почти полностью перекроет циркуляцию воздуха и помешает процессам полимеризации. Из-за этого, не всегда сразу, возможно, через месяцы или годы, картина может покрыться трещинами или даже начать отваливаться кусками.
А вот масло нельзя смешать ни с одной этих красок.
Точнее, смешать их можно: сами пигменты и наполнители смешаются, но из-за разницы основ в лучшем случае получится неприятная по консистенции и разносимости субстанция. В будущем такой красочный слой может начать отслаиваться от основы либо трескаться.
Кроме того, существует незыблемое правило: акрил можно наносить под масло. Например, первым слоем сделать акриловый фон, подмалёвок или имприматуру, а когда акрил высохнет — работать маслом. Но акрил нельзя наносить поверх масляных работ! Это касается и акриловых лаков, и акриловых красок.
Маслу для высыхания нужно «дышать». Слой масляной краски может схватиться сверху, но ещё остаться подвижным внутри. И если в этот момент сверху нанести акриловый лак или краску, то образовавшаяся латексная плёнка почти полностью перекроет циркуляцию воздуха и помешает процессам полимеризации. Из-за этого, не всегда сразу, возможно, через месяцы или годы, картина может покрыться трещинами или даже начать отваливаться кусками.
Вывод
Какую же краску выбрать новичку? Здесь у каждого художника будут свои советы и предпочтения! Любой выбор будет хорошим, но не помешает предварительное изучение информации о каждой краске, чтобы знать, чего от неё ожидать. Но если бы вы спрашивали нашего совета, то мы бы рекомендовали для начала гуашь или акрил :)
Гуашь — потому, что с ней проще тренироваться в смешивании разных оттенков, пробовать делать плавные переходы и при необходимости подразмывать, смягчая касания.
Акрил — потому что любой недочёт легко и быстро исправить: просто просушить краску и нарисовать заново.
Однако самый лучший вариант — попробовать разные краски и выбрать то, что вам больше нравится и чем приятнее работать.
А чтобы вам было проще усвоить всю информацию, мы подготовили для вас небольшую шпаргалку о разных красках и их особенностях. Нажмите на эту кнопку, чтобы сохранить её себе :)
Скачать шпаргалку
Творите с удовольствием и до новых встреч!
Скачать шпаргалку