Восточные часы. Работа с флуоресцентными контурами.
Получила от «ТАИРа» новинки — водные морилки и флуоресцентные контуры. В морилки влюбилась сразу — они не похожи на обычные строительные, они другие! Цвета у них мягкие, не кричащие, как бы седые, такого эффекта иногда очень сложно добиться обычными водными морилками из строймага.
Долго думала, что бы такое сделать, чтобы в работе присутствовали и морилки и флуоресцентные контуры одновременно, как эти материалы «подружить»... Вспомнила про чудесные работы Натальи Полех и идея сформировалась. Решено было делать часы, но вот какую картинку брать за основу? Перелопатив тонны картинок в интернете, выбор пал на картины художника Фила Льюиса — это талантливый художник родом из Колорадо. Он создает свои картины в совершенно неповторимом и творческом стиле. Его работы сочетают в себе множество различных ярких красок, которые расцветают в картинах в форме животных и растений на обычном чёрном фоне. Поэтому, всего лишь раз взглянув на его картины, их не забыть никогда, они поражают воображение своей уникальностью.
Но не многие считают картины Фила Льюиса настоящими произведениями искусства, потому что даже сам художник с юмором относится к своим работам, называя их раскрасками для взрослых. К тому же стиль, в котором он создает свои картины — это разноцветный психодел-арт, который воплощается в жизнь с помощью обычной компьютерной графики и чернил.
Но…обо всём по порядку.
Для работы нам потребуются следующие материалы:
• в качестве заготовки я выбрала обычный мебельный фасад квадратной формы — он мне показался достаточно интересным для воплощения моей идеи, нежели простая плоская фанерка.
• паста акриловая рельефная тонкая;
• водная морилка «Лиственница»;
• флуоресцентные контуры: Жёлтый, Розовый, Голубой, Оранжевый, Зелёный;
• контурная паста Золото Антик;
• акриловая краска «Акрил-Арт» Умбра Жжёная, Сиена Натуральная;
• лак битумный, уайт-спирит;
• пивной картон или оргалит, трафарет с восточным орнаментом, металлизированный воск «Золото», мастихин, запекаемая пластика, молды «Круглая рамка», «Кабошон» или готовые круглые пластиковые рамочки, силиконовый штамп, золотая витражная лента, филиграни.
Первым этапом мы займемся оформлением вставки с изображением для наших часов. Поскольку на фасаде эта вставка реечная, а нам нужна гладкая поверхность, я взяла обычный кусок пивного картона (можно взять оргалит или тонкую 3мм фанеру) и вырезала из него квадрат по размеру вставки.
Грунтуем картон исключительно грунтом Левкас (он используется для выравнивания поверхности материалов, впитывающих влагу: это все виды бумаги и картона, дерево и древесно-стружечные материалы, штукатурка и гипсокартон).
Грунтуем картон в два захода, просушивая хорошо каждый слой. Ошкуриваем поверхность и закрепляем результат одним слоем лака.
Теперь готовим распечатку. Её я делала на лазерном принтере, предварительно подогнав по размерам вставки. Наносим на распечатку декупажный лак-клей в три слоя, каждый слой наносим перпендикулярно предыдущему с промежуточной просушкой каждого слоя.
Вырезаем распечатку.
Замачиваем распечатку в воде минут на 10-15.
Выкладываем распечатку «лицом» вниз на файлик и начинаем аккуратно скатывать бумагу. Потом берём файлик с распечаткой и под тонкой струей воды смываем катышки, излишки влаги убираем бумажной салфеткой, промакивая распечатку.
Наносим на загрунтованный пивной картон слой декупажного лака.
Переворачиваем файлик вместе с находящейся на нём истончённой распечаткой, совмещаем края распечатки и картона. Излишки лака выгоняем пластиковой карточкой или резиновым шпателем (кто чем пользуется).
Снимаем файлик.
Кисточкой проходимся по распечатке, выгоняя мелкие пузыри. Сушим. Далее наносим ещё слоев шесть акрилового глянцевого лака с промежуточной просушкой каждого слоя. Убираем липкость художественного лака финишным фиксирующим лаком в два слоя с промежуточной просушкой или любым акриловым строительным, которым вы пользуетесь.
Переходим непосредственно к деревянной основе часов. Мы будем ее морить водной морилкой «Лиственница». Для начала влажной кисточкой, смоченной в воде, проходимся по всей поверхности заготовки. Вода поднимет ворс и позволит водной морилке лучше впитаться в поверхность. Сушим.
Шкурим поверхность. Пыль удаляем влажной тряпочкой.
Наносим водную морилку «Лиственница» вдоль волокон в три захода с промежуточной просушкой и ошкуриванием каждого слоя.
После того, как все слои морилки хорошо высохнут, делаем финишное ошкуривание заготовки и закрепляем результат пятью слоями акрилового глянцевого лака (слоёв можно сделать больше).
Обратную сторону заготовки я решила не морить, а покрасить её акриловой краской «Акрил-Арт» Умбра жжёная. Закрепляем красочный слой тремя слоями акрилового глянцевого лака.
Поскольку часы по задумке у нас восточные, а восток любит золото… Посему на финише я прошлась золотым воском по всему периметру обратной стороны часов, тем самым подчеркнув текстуру дерева.
Теперь займёмся оформлением «лицевой» части часов. По периметру заготовки я решила пустить восточный орнамент в ярких флуоресцентных цветах. Я конечно могла бы перевести рисунок на поверхность при помощи кальки и расписать узор контурами, но… я пошла другим путём, этот способ несколько проще, особенно для тех, кто «не дружит» с контурной росписью.
Основой моей росписи будет трафарет. Для трафаретной основы колорируем рельефную акриловую тонкую пасту капелькой краски «Акрил-Арт» Сиена Натуральная. Цвет старайтесь максимально подогнать под цвет морёной поверхности — добавляйте краску в пасту по капельке и сравнивайте цвета.
Закрепляем трафарет на поверхности заготовки малярным скотчем или изолентой (у меня просто кончился скотч на тот момент), предварительно отцентровав мотив относительно середины каждой стороны заготовки — центровка здесь очень важна!
Наносим пасту тонким слоем, трафарет сразу же снимаем, промываем и сушим для следующего захода. Ни в коем случаем трафарет не должен быть влажным — иначе паста под трафаретом потечет, узор получится нечётким, смазанным, придется всё переделывать. Максимально аккуратно подойдите к процессу нанесения трафаретного узора — хорошая трафаретная основа залог аккуратной работы.
Таким образом наносим трафарет на все четыре стороны заготовки. Сушим. Шкурим узор, выравнивая все неровности, образовавшиеся при нанесении пасты. Пыль убираем влажной тряпочкой. Закрепляем результат двумя слоями акрилового глянцевого лака.
Далее красим рамочку акриловой краской «Акрил-арт» Умбра жжёная. Не боимся заходить за края — излишки легко убираются влажной тряпочкой, а внутри краску можно не убирать — у нас там будет вставка, если вы ещё не забыли :)
Закрепляем результат тремя слоями акрилового глянцевого лака.
Проходимся по всему периметру рамочки металлизированным воском «Золото».
Теперь нам немножко нужно выделить рельеф, чтобы визуально поднять последующую контурную роспись над поверхностью. Для этого я беру три части Уайт-спирита и одну часть Битумного лака, смешиваю в отдельной баночке и получаю жиденькую подкрашенную «водичку» для деликатного патинирования.
Почему не битумом по поверхности? Мне этот способ кажется достаточно грязным и эффект получается немного не тот, нежели при моём способе. А битумная «водичка» очень деликатно старит, проникает во все углубления, нет этого нудного и грязного процесса — стирания излишков битума тряпкой. Обмакиваем кисточку в битумную «водичку» и проходимся по всей поверхности. Сушим примерно час.
Закрепляем результат двумя слоями финишного фиксирующего лака, тем самым убирая липкость битума.
А теперь в дело идут флуоресцентные контуры. Я использовала все пять цветов. Продумайте, как вы будете раскрашивать орнамент и… приступаем. Заполняем контуром каждый элемент трафаретного рисунка. Это сделать достаточно просто, даже не имея навыков рисования контурами. Просто распределяем равномерно контур по поверхности каждого элемента чуть-чуть с «горочкой».
Приклеиваем нашу вставку к заготовке на клей момент-кристалл. Сверлим дырочку под часовой механизм. Для большей реалистичности и придания небольшого объёма картине добавляем немного росписи флуоресцентными контурами.
Смотрим на часы. Явно не хватает восточного декора по углам. Я решаю сделать орнаментальные круглые накладки. Для этого я воспользовалась вот такими круглыми рамочками, отлитыми в молдах. Вы их можете отлить сами из жидкого пластика, либо заказать в интернет-магазинах готовые. Их нам понадобится четыре штуки.
Теперь нужно заполнить серединку рамочек. Я захотела сделать там выпуклые кабошоны с орнаментом. Для этого я взяла запекаемую пластику и молд для изготовления кабошонов. При работе с пластикой используем резиновые перчатки или напалечники, поскольку отпечатки пальцев на готовом изделии смотрятся, согласитесь, совсем не комильфо. Размягчаем пластику и вдавливаем её в силиконовую форму.
Вынимаем аккуратно кабошон из молда, берем нашу пластиковую рамочку, вставляем в неё кабошон и видим, что он несколько меньше, чем внутреннее окошко у рамки. Я решаю сделать в кабошоне углубление, тем самым увеличив механическим путем диаметр кабошона и сделав дополнительное углубление для последующего декора.
Беру силиконовый штамп с завитушками и по краю кабошона делаю им отпечатки, вдавливая штамп в поверхность.
Кабошон у нас ещё увеличился в размерах от манипуляций со штампом. Поэтому я беру опять рамочку и прикладываю ее поверх кабошона. Так мы получим отпечаток, где нужно срезать излишки пластики.
Срезаем излишки. Я делала это мастихином, можно воспользоваться специальными инструментами для работы с пластикой.
Выравниваем срезанные края.
Вот такие кабошончики получились. Запекаем пластику согласно инструкции. Далее грунтуем все наши рамочки и кабошоны и закрепляем одним слоем акрилового лака.
Чтоб придать кабошону завершенный вид, я воспользовалась вот такими круглыми металлическими филигранями с восточным рисунком. Красим все краской-спреем металлик в цвет золота.
Далее патинируем все составные части накладок битумной «водичкой». Закрепляем результат после часовой просушки финишным фиксирующим лаком в два слоя.
Вогнутую серединку кабошона я решила раскрасить флуоресцентным голубым контуром.
Приклеиваем филиграни к кабошону. Для приклеивания фурнитуры я всегда пользуюсь контурным прозрачным 3Д-гелем, сохнет правда долго, но результат намного качественнее, нежели при использовании клея и наносить контурный 3Д-гель намного проще, вернее контролировать его нанесение. Делаем ободок по краю кабошона 3Д-гелем.
Сверху размещаем филигрань и тихонечко на нее надавливаем, чтобы поверхности совместились.
Как видно на фото, гель немного вышел у нас через филигрань. Убираем излишки кистью «белка», аккуратно водя по филиграни. Кисть сразу моем с «Fairy», промедлите несколько минут и вы её реанимировать не сможете.
В серединку филиграней я приклеиваю вот такие фиолетовые полубусины с золотой каймой.
Расписываем филиграни флуоресцентными контурами, просто ставим точечки по поверхности филигранного рисунка, если контур проседает после высыхания — процедуру повторяем, чтобы точечки в итоге у нас стали выпуклыми как полубусины.
Приклеиваем сначала рамку к заготовке на клей «Момент-Кристалл». Затем сам кабошон. Место стыка рамки и кабошона закрываем флуоресцентным контуром.
Оформляем скошенный фасочный срез заготовки золотой витражной лентой. На самом деле вариантов оформления здесь достаточно много — фантазии есть где разгуляться. Я воспользовалась витражкой.
По периметру трафаретного узора я провела тоненькие линии контурной пастой Золото Антик, дабы объединить между собой в замкнутую композицию круглые накладки.
Цифры я решила сделать на золотых квадратных филигранях тоже в целях объединения композиции. Сами цифры покрасила Умброй Жжёной и протонировала золотым воском в цвет рамочки, обрамляющей картину. Промежуточные цифры я обозначила золотыми полубусинами.
В итоге — вот они наши абстрактные восточные часы с психоделическим уклоном. Наслаждаемся результатом!
Автор — Ирина Трофимова, Творческая мастерская «Денира».