Ключница «Хорус». Стилизация под древний Египет. Работа с витражными красками.
Сложная многоплановая работа по созданию ключницы в египетском стиле. Работа с витражными красками, классической поталью, контурной пастой и эпоксидной смолой.
Здравствуйте.
Сегодня я хочу предложить вам совершить со мной небольшое путешествие в Древний Египет и создать атмосферную, яркую, символичную штуку, а именно ключницу с изображением Гора или Хоруса, сына Исиды и Осириса, могущественного древнеегипетского бога неба и солнца, который является символом победы и огромной силы.
Прежде чем делать такую работу, необходимо изучить исходный материал, потому что в Древнем Египте каждый используемый вами символ или иероглиф может означать не совсем то или совсем не то, что вы хотели донести. Многие иероглифы, точнее их сочетание, а также символы использовались исключительно в погребальных обрядах.
Именно поэтому я решила ограничиться устойчивыми изображениями и символами, которые кроме положительной энергетики точно ничего в дом не принесут. Также я прочла множество мифов о Хорусе, его жизни, о символах, которые изображаются вместе с ним (в лапах сокола). Анкх (анх) – древнейший символ вечной жизни, продлевающий жизнь на земле и дающий вечную жизнь после смерти. Анкх в виде амулета дарует здоровье, долголетие, счастливую жизнь, а также достаток и благополучие.
Кольцо Шен (шену) – иероглиф, обозначающий вечность, символ власти и защиты от враждебных сил.
В работе также присутствует изображение лотоса, священного цветка, который являлся основным мотивом древнеегипетского орнамента, пронизывающим всё египетское искусство. Лотос – символ плодородия, жизни, солнечного света, знак фараонов.
А сейчас, пожалуй, приступим к работе.
Для декора египетской ключницы нам понадобятся следующие материалы:
• заготовка из фанеры, состоящая из основания и центрального круга;
• краска акриловая «Деколор»: Старая медь, Золото скифов;
• паста акриловая рельефная (тонкая);
• универсальный клей для потали на водной основе в баночке и в тубе;
• поталь в листах золото 14х14см.;
• уксус столовый;
• соль поваренная;
• лак шеллачный отделочный (спиртовой) осветлённый;
• лак V33 renovation матовый и глянцевый;
• краска акриловая «Акрил-Арт»: Сиена натуральная, Умбра жжёная, Сажа газовая;
• краска акриловая «Акрил Хобби Де Люкс» Серый льняной;
• краска белая для стен и потолков V33 Facile a vivre;
• контурная паста Золото сусальное;
• медиум для перетекающих эффектов floating medium FoikArt;
• краска витражная Darwi: белая, вермильон, голубая, зелёная, кармин, оранжевая, синяя, черная;
• медиум для витражных красок Darwi;
• эпоксидная смола;
• клей Момент монтаж жидкие гвозди;
• античный воск borma wachs тёмный орех;
• тальк или присыпка детская;
• ёмкости для смешивания, кисти, наждачная бумага, простой карандаш, плотная бумага, ножницы, двусторонний скотч, малярная лента, щётка для посуды или любая другая с упругой щетиной, мастихин, шпатель, губка, парафиновая свеча, ватные диски, копировальная бумага, мягкие тряпочки, ручка гелевая или шариковая, палитра, фольга, линейка.
Ключница в египетском стиле своими руками. Мастер-класс по работе с витражными красками и поталью.
Первым делом я объясню вам свой замысел. На основании ключницы я хотела создать имитацию папируса с горизонтальной вставкой из орнамента, изображающего лотосы, а круглую накладку представить в виде золотого диска с изображением Хоруса.
На первом этапе работы я взяла белый и чёрный грунты ТАИР и покрыла ими заготовки.
Белым – основание, так как в дальнейшем мне предстояла работа с текстурной пастой, чёрным – накладку, так как следующим шагом было нанесение потали.
При этом основание я покрыла одним слоем грунта и не шкурила его, а вот с накладкой пришлось повозиться, здесь нанесено три слоя грунта с обработкой шкуркой каждого слоя. Никаких волокон не должно быть видно.
После этого я взяла краски «Деколор» старая медь и золото скифов.
Цвета могут быть другими, главное, чтобы они были темнее потали, нанесла краски хаотичными мазками на накладку, чтобы видно было все три цвета. При дальнейшем протравливании потали будут видны красивые переходы цветов, это мелочи, но довольно значимые.
Далее из плотного листа бумаги (это важно, так как тонкий лист размокнет) я вырезала круг по форме и размеру накладки.
Взяв двусторонний скотч, я вырезала из него небольшие кусочки и приклеила их на круг по периметру, затем приложила его к загрунтованной основе.
В том месте, где планировалась горизонтальная вставка из орнамента, я приклеила защитную полосу из малярной ленты.
Далее я взяла акриловую рельефную пасту (тонкую) и посудную щётку с длинной и упругой щетиной, а также мастихин.
Мастихином аккуратно нанесла пасту на всю поверхность основы, а затем, не теряя времени, щёткой провела вертикальные бороздки.
После этого сняла защитные накладки из скотча и бумаги и оставила сохнуть в естественных условиях.
Пока основа сохла, я занялась накладкой. Взяв универсальный клей для потали, довольно густыми мазками я нанесла его на всю поверхность.
Затем губкой тампующими движениями создала шершавую поверхность.
Сразу после нанесения клей имеет белый оттенок.
После того как он стал прозрачным, можно наносить поталь. Не рекомендую проверять пальцем, так как отпечатки работу не украсят, а исправить довольно сложно.
Теперь мне понадобилась листовая поталь, а также ватный диск, который в дальнейшем я с успехом заменила мягкой безворсовой салфеткой, кусочек плотной упругой бумаги и парафиновая свечка. Если у вас есть лампензель, бумагу и свечу можно отложить. Работала в перчатках.
Первым делом, я приготовила замену специальной кисти для переноса листов потали с бумаги на работу. Для этого я просто потерла край бумаги парафиновой свечкой и смахнула излишки.
Импровизированной «кистью», которая, кстати, отлично работает как с большими, так и с маленькими кусочками потали, я перенесла листы потали на накладку и тампонирующими движениями приклеила поталь к поверхности.
Таким образом, я покрыла всю накладку, затем тем же ватным диском располировала поверхность.
Далее я взяла столовый уксус и поваренную соль для протравливания потали и создания патины.
Обмакнув щётку с длинной щетиной в уксус, я сделала набрызг.
Затем посыпала солью местами, чтобы она попала в капли уксуса и оставила накладку на время, поглядывая за изменениями.
В итоге получились вот такие замечательные потёки и проплешинки.
После того, как результат меня устроил, я взяла шеллак и кусочек губки и нанесла его на накладку в несколько слоёв, защитив работу от дальнейшего окисления.
После этого я вернулась к основанию ключницы. Шпателем я аккуратно сняла сильно выступающие кусочки рельефной пасты, двигаясь вдоль волокон.
Затем взяла белый акриловый грунт, ёмкость для смешивания и кисть и приготовила сильно разбавленную смесь, которой покрыла нанесённый слой пасты, чтобы защитить её от дальнейшего смазывания.
После высыхания грунта, я снова защитила работу накладками из бумаги и малярной ленты, приготовила рельефную пасту, мастихин и щётку.
Мастихином я нанесла пасту строго вдоль волокон, приглаживая ее к поверхности. Слой должен быть тонким, а работа должна проводиться очень быстро.
После нанесения пасты аккуратными, но уверенными движениями щётки я провела по всей поверхности горизонтальные линии, создавая эффект переплетения волокон папируса со всеми присущими ему выпуклостями, неровностями структуры и узелками. Сразу сняла накладки из бумаги и оставила до полного высыхания.
Взяв глянцевый акриловый лак, я покрыла им круглую накладку, возможно этого можно было не делать, но, поскольку я не знала, как поведут себя в дальнейшем краски на спиртовой основе, решила не рисковать.
Далее я занялась тонированием высохшего «папирусного» основания. Для этого я взяла «Акрил-Арт» Сиена натуральная и белую краску V33, добавила воды до очень жидкого состояния. Вообще я пользуюсь в работе краской Джокер, но эту как-то купила, не подумав, а она оказалась очень похожа на водоэмульсионку. Для смешивания меловых красок, работ в стиле кантри, прованс или если просто нужно сэкономить медиум, она подходит отлично, для плотного крепкого слоя не очень. Так вот, я нанесла получившийся жидкий состав на работу кистью, а затем взяла безворсовую тряпочку и, не дожидаясь высыхания, стёрла краску с поверхности, оставляя ее лишь в углублениях, стирая неравномерно.
Оставила до полного высыхания.
Пришло время вернуться к накладке. Начинается самая интересная и сложная для меня часть процесса. Я нашла крышку, подходящую по размеру для того, чтобы сделать узкую рамку по периметру накладки, и обвела ее ручкой. Циркуль оставляет отверстие в центре, да и накладка очень большая.
Затем я очень аккуратно, без лишних нажимов, чтобы не оставить отпечатки, поместила изображение на копировальную бумагу, закрепив его кусочками малярной ленты, розовой, моей любимой. Затем аккуратно, но уверенно перенесла изображение на накладку с помощью ручки.
Взяла контурную пасту ТАИР золото сусальное и обвела всё изображение по контуру.
После того, как я обвела всё изображение и рамку, я решила заполнить её круговым орнаментом, который нанесла ручкой от руки и обвела контуром. Готовое изображение оставила на просушку.
Основание ключницы я покрыла слоем матового акрилового лака, распределяя его губкой, чтобы не было затёков, и после полной просушки занялась созданием объёма и рельефности.
Для этого я взяла «Акрил Хобби Де Люкс» Серый льняной, «Акрил Арт» Умбра жжёная, Сажа газовая, Сиена натуральная, медиум для перетекающих эффектов, ёмкость для смешивания и широкую кисть. Смешала все ингредиенты в равных пропорциях, капнула медиум примерно 1:1 от получившегося состава, достаточно совсем небольшого количества красок. Нанесла на всю поверхность основания.
Благодаря предварительной обработке лаком и медиуму можно спокойно ждать полного высыхания. После этого с помощью мокрой тряпочки и щётки я стёрла лишнюю патину и оставила до полного высыхания. Вот теперь фактура и цвет меня устроили.
Вот так выглядит работа на данном этапе.
После высыхания патины я покрыла работу двумя слоями матового лака, обходя места под накладки.
Дальнейшая работа происходила урывками, перебежками, так как я декорировала заднюю часть ключницы и между просушками расписывала изображение Хоруса на накладке.
Работа с задней частью ключницы отличается от передней используемыми материалами, результат получается ещё более рельефным. Вместо разбавленного грунта между слоями фактурной пасты я использовала акриловый матовый лак, в итоге получился вот такой «лист папируса».
Работа с изображением Хоруса заключалась в аккуратной заливке контурного изображения витражными красками Darwi с применением медиума, который делает цвета прозрачными и позволяет проявиться блеску золотой подложки. Для работы мне понадобилась цветное изображение, с которым я сверялась по ходу работы, различные цвета красок, палитра и фольга для защиты, тонкие синтетические кисти, которые легко отмываются разбавителем красок Darwi или просто спиртом.
Чтобы показать процесс работы, я сделала несколько фотографий на разных этапах.
Затем я оставила накладку на просушку. Элементы, которые должны быть золотыми, голова и лапы Хоруса, а также серединки колец Шену и солнца над головой сокола, я пока не трогала.
После просушки задней части работы я вернулась к работе над горизонтальной вставкой под роспись. Она проводилась точно так же, как и работа с круглой накладкой, исключая момент патинирования и протравливания, так как она будет полностью покрыта росписью.
Покрываем чёрным грунтом. Наносим универсальный клей для потали, дожидаемся, пока он не станет прозрачным.
Прикладываем и разглаживаем поталь.
Закрепляем шеллачным лаком.
После покрытия вставки акриловым лаком, я оставила основание на просушку и занялась золотыми элементами Хоруса.
Для работы мне понадобился универсальный клей для потали в тубе. Его я нанесла сначала на рамку вокруг солнца над головой Хоруса, а также голову и лапы, заливая контуры.
Дождалась, пока клей станет прозрачным, затем нанесла поталь и ватной палочкой приклеила к поверхности, затем располировал и аккуратно покрыла шеллачным лаком.
Во время просушки накладки я занялась переводом изображения на горизонтальную вставку, для этого я приготовила копировальную бумагу, малярную ленту и рисунок, заранее увеличенный до необходимых размеров.
Разместив рисунок на копирке и закрепив его малярной лентой, я перевела изображение с помощью ручки.
Затем взяла контурную пасту сусальное золото и нанесла рисунок. Для того, чтобы нарисовать идеально ровные линии контуром, я воспользовалась линейкой.
После высыхания контурного рисунка я снова приготовила витражные краски, кисти, палитру и цветной рисунок.
Процесс работы снова сфотографировала.
Далее я приступила к работе над оставшимися деталями на круглой накладке, мне необходимо было сделать объёмные кабошоны над головой сокола и в лапах. Для этого я воспользовалась эпоксидной смолой и витражными красками подходящих оттенков, также понадобилась ёмкость для смешивания и зубочистка.
В необходимых пропорциях я смешала эпоксидную смолу, после чего добавила краски и перемешала, дождалась, пока консистенция смолы станет достаточно густой, для того, чтобы сделать объёмную линзу, периодически проверяя на ненужном обрезке.
После этого аккуратно кистью капнула смолу в центр кругаи распределила её зубочисткой.
Вот что получилось. Оставила на просушку под колпаком на ровной поверхности, чтобы не попала пыль и ворсинки. Кисти от смолы отмываются жидкостью для снятия лака.
После окончательной просушки необходимо было приклеить накладку на положенное ей место. Для этого я воспользовалась клеем «Момент | Жидкие гвозди».
После высыхания я решила немного приглушить яркий блеск ключницы, для этого мне понадобился тёмный воск borma. Я нанесла его на всю поверхность ключницы тонким слоем с помощью губки, стараясь, чтобы он попал во все углубления.
Затем я покрыла поверхность слоем присыпки, распределив её с помощью кисти через несколько минут, когда тальк впитал в себя лишний воск, кистью смахнула лишнее и располировала поверхность мягкой тряпочкой.
Теперь осталось лишь прикрутить на место крючки и сфотографировать готовое изделие.
Я сделала фотографии на разных фонах, чтобы показать, как по-разному смотрится одна и та же работа.
Благодарю за внимание, всего доброго и удачных вам проектов!
Автор мастер-класса — Анна Иванова,
домашняя мастерская «Штуки-Туки».