Игрушка «Сова-дергунчик» с точечной росписью
Вооружившись красками и контурами будем декорировать деревянную заготовку игрушки в технике точечной росписи.
Ног у совы две,
Грудь у неё одна,
Рук у совы нет,
А попа почти не видна.
Есть у совы голова,
К ней прикреплён клюв,
Ушей у совы два,
Поэтому чуткий слух.
В этом мастер-классе мы сделаем точечную роспись деревянной заготовки совы-дергунчика. Хотя, конечно, если посмотреть правде в глаза, то это вовсе не сова, а филин — видите, какие у него ушки?.. :)
Готовое изделие может послужить интересным декором, его можно будет повесить на стену или дверь, или просто подарить человеку, который любит сов и всё, что с ними связано.
Для точечной росписи совы нам потребуются следующие материалы:
• деревянная заготовка «Сова-дергунчик»;
• акриловые краски «Акрил-Арт»: Умбра Жжёная, Серый Тёплый, Охра Тёмная;
• краска для росписи: Оранжево-Красная, Лимонная, Жёлтая, Чёрная, Белая;
• грунт акриловый «Таир» 100 мл;
• акриловые контуры: Золото, Серебро, Медь, Белый, Чёрный, Коричневый;
• акриловый матовый лак «Таир»;
• клей «Момент-Кристалл», кисти, карандаш, линейка, ластик.
Подготавливаем заготовку к росписи
Сперва подготовим нашу совушку к росписи. Хорошенько ошкуриваем деревянную заготовку наждачной бумагой.
После ошкуривания, тряпочкой или салфеткой протираем заготовку от пыли и наносим акриловый грунт. Консистенция грунта должна напоминать жидкую сметану.
После высыхания грунта, в зависимости от состояния деревянной заготовки и наличия неровностей на ней, можем снова пройтись наждачной бумагой и загрунтовать. Повторять эту операцию можно несколько раз, пока заготовка не станет идеально гладкой.
После грунтовки покрываем тело и крылья совы серой акриловой краской. Сушим.
Карандашом рисуем на заготовке сову. Очень важно по линейке разметить центральную ось на туловище совы — это поможет соблюдать симметрию. Кстати, для соблюдения симметрии рекомендую иногда переворачивать изделие вверх ногами так сразу будут заметны все неточности.
Краски «Акрил-Арт» имеют лёгкую глянцевую поверхность, поэтому в случае ошибки карандашные линии легко убираются стирательной резинкой.
Берём жёлтую, лимонную и оранжево-красную краску для росписи и рисуем сове глаза. Неплохо будет ориентироваться на фотографии настоящих сов.
Чёрной краской закрашиваем все чёрные элементы на сове: глаза со зрачками, клюв и макушку.
Чтобы границы обводки получались ровными и чёткими нужно использовать тонкую синтетическую кисть. В крайнем случае, если не хватает навыка, а рука неизбежно дрожит от волнения, я рекомендую использовать тонкий маркер-кисть, или гелевую ручку.
Конечно, слегка будет видна разница в глянцевости: гелевая ручка и маркер дают более сильный блеск, чем краски. Но так как перед точечной росписью мы будем покрывать деревянную заготовку совы акриловым матовым лаком, то и глянцевость разных материалов сравняется.
Следующим шагом закрашиваем Жжёной Умброй перья, которые образуют ушки совы (филина, филина!) и нижнюю часть лицевого диска (перьев под глазами).
Тёмной Охрой заполняем верхнюю часть лицевого диска и узкие полоски между глазами и ушками.
Туловище совы (оставляя нетронутым серый «воротничок» на груди) окрашиваем градиентом: верх красим Тёмной Охрой, а низ — Жжёной Умброй. Стараемся сделать плавный переход между верхней частью туловища и хвостовыми перьями.
На самом деле, не страшно, если переход получится не гладким, а рваным. Можно даже специально стилизовать мазки кисти под оперение. Тем более, что сверху у нас всё равно будет точечная роспись.
Окрашиваем Жжёной Умброй обратную сторону и края заготовки.
Крылья также с обеих сторон окрашиваем в цвет Жженой Умбры.
На краях маховых перьев на крыльях серым цветом делаем продолговатые овальные пятна.
Покрываем все части совы акриловым матовым лаком. Сперва лакируем и сушим лицевую сторону, потом обратную.
Приступаем к точечной росписи контурами
Теперь наконец-то можно приступать к точечной росписи! Серебряным контуром ставим ряд точек между «ушками» и коричневыми полосками над глазами.
Тюбик с контуром нужно держать почти перпендикулярно к поверхности, тогда будут получаться аккуратные точки с чётким краем.
Чёрным цветом ставим ряд точек между серой и коричневой частью лицевого диска.
Макушку совы декорируем, чередуя ряды точек коричневого и чёрного цвета.
«Ушки» обводим по краям медным контуром.
Коричневую часть лицевого диска заполняем от клюва к краям заготовки, чередуя по два ряда точек серебряного и медного цветов, постепенно увеличивая количество точек, чтобы заполнить всю ширину полосы.
Тонкую полосу лицевого диска, закрашенную Жжёной Умброй, украшаем точками чёрного цвета. Ставим точки по направлению от клюва к краю заготовки, постепенно увеличивая размер точек.
Для увеличения диаметра точки делаем следующее: ставим точку обычного размера и, слегка надавливая на тюбик, делаем движение из центра по спирали, постепенно «наращивая» размер точки.
Границу между головой совы и её туловищем делаем рядом коричневых точек.
«Ушки» по диагонали заполняем точками чёрного цвета. В центре находятся точки большого размера, а в уголках — самые маленькие.
Коричневые полоски над глазами заполняем чёрными точками, и одну большую медную точку ставим в серый ромбик над клювом.
Серую часть «грудки» совы обводим контуром чёрного цвета.
На расстоянии в пять миллиметров дублируем чёрную линию. После высыхания заполняем пространство между линиями коричневыми точками.
Внутреннюю часть«грудки» обводим серебряным контуром.
Коричневую часть совы, которую мы старательно заполняли градиентом от охры к умбре, разделяем на ячейки-перья, проводя линии чёрным контуром.
Заполняем ячейки перьев рядом медных точек.
Оставшееся пространство ячеек заполняем чёрными точками.
Декорируем хвостовые перья. Заполняем их поочередно рядами чёрных и медных точек.
Центральную часть хвостовых ячеек заполняем золотым и серебряным контуром.
Теперь, наверное, самая сложная часть: рисуем кельтский узор на груди у нашей совы.
Самое сложное тут, как и в любых кельтских узорах, это не запутаться, какая линия проходит снизу, а какая сверху. Предварительный рисунок карандашом должен быть нанесен очень ровно. Соблюдаем симметрию! Лишние линии стираем, а поверх карандаша наносим линии контуром.
Верхнюю часть узора заполняем коричневыми и медными точками.
Возвращаемся к голове. Белым контуром и белой краской рисуем блики на глазах.
Приступаем к росписи крыльев. Обводим края и серые овалы на перьях золотым контуром.
Рисуем треугольный кельтский орнамент на крыльях. Чтобы упростить дело, сперва рисуем нужный узор на бумаге. Затем вырезаем его, прикладываем к крыльям, обводим края и дорисовываем линии внутри.
Не забывайте про симметрию, располагая узор на втором крыле.
Чёрным контуром создаем ячейки для перьев между кельтским узором и серыми пятнами. Остальное пространство просто заполняем чёрными точками, кроме той части, где крылья будут прилегать к туловищу совы.
Свободные ячейки перьев заполняем медными и серебряными точками. Также ставим точки серебряного, медного и коричневого цветов в завитках кельтского узора.
Точно также декорируем второе крыло, стараясь располагать узоры максимально симметрично.
На серых овальных пятнах гелевой ручкой или тонким маркером рисуем пёрышки.
Собираем туловище и крылья вместе.
Немного маскировки: закрашиваем гвоздики, которые скрепляют части совы, Жжёной Умброй и ставим по одной медной точке сверху.
Наша сова готова! Мне не нравится сама идея делать её «дергунчиком», чтобы у неё поднимались и опускались крылья, когда их дёргаешь за веревочку, привязанную сзади. Я просто собираю заготовку на гвоздики-штырьки, и она довольно неплохо держит крылья в состоянии полёта, но при желании можно слегка их опустить.
Автор — Чингиз Абашев.