Гуашь. Составной натюрморт
Речь пойдет о материале знакомом нам с детства. Этот материал — гуашь. Конечно, она уже не так заманчиво пахнет и не гремит в пластиковых баночках, но возможности этого художественного материала заслуживают внимания и более подробного рассмотрения не только в контексте детского творчества.
Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Краски ценятся за ровное покрытие и матовую бархатистую поверхность, обладают кроющей способностью, они легко разводятся водой, при высыхании светлеют (так как содержат белила). Ими хорошо работать на плотной бумаге, на картоне и, конечно, на холсте. Шаг за шагом мы создадим декоративное панно, собранное из пяти частей разобранного натюрморта. Оно будет декоративным, лаконичным и ярким. Каждый элемент выполняется в своей технике. Это, во-первых, позволит максимально передать характер каждого участника натюрморта, а во-вторых, даст представление о возможностях применения гуаши.
Для того, чтобы нарисовать гуашью составной натюрморт, нам понадобятся:
Основа: холст на картоне 10 на 15 см — 5шт.
Рамки: 5 шт.
Материалы: Гуашь разных цветов, грунт «Левкас».
Инструменты: Кисти синтетика плоская 14-16 и 8; круглая тонкая 3-5, губка, палитра (пластиковые тарелки)
Шаг 1. Подготовка основ
Возьмем пять заготовок холста на картоне размером 10 на 15, (они продавались сразу набором в художественном магазине) и подготовим их к работе при помощи грунта «Левкас». Наносим поочередно через просушку каждого от 3 до 5 слоев грунта, постепенно разбавляя его водой. Первый густой, как сметана, последний полупрозрачный.
Затем отшлифуем мелкой наждачной бумагой и в результате получим гладкую поверхность, на которой работать одно удовольствие. Технически гуашь ляжет на холст и так, но затраченное время на подготовку того стоит.
Шаг 2. Разметка
Тема натюрморта фруктово-овощная и, следуя идее, размечаем простым карандашом на каждой загрунтованной основе по персонажу. Карандашный набросок впоследствии не будет виден под слоем краски.
Шаг 3. Заливка. Фон
Для работы подойдет плоская синтетическая кисть, ей удобно заливать фон. Гуашь для этого не должна быть слишком густой (краска ляжет комками) или слишком жидкой (появятся пятна). На палитре разводим краску водой и заполняем цветом вокруг намеченных предметов. Можно сделать цветовые переходы или постараться равномерно покрыть поверхность. Но в данной художественной истории одна поверхность — один цвет; и манера движения кисти хаотичная.
\
Шаг 4 . Техника плотного мазка
Для изображения болгарского перца и передачи его характера воспользуемся техникой плотного мазка. На палитру выкладываем мастихином или ложечкой встречающиеся в этом овоще цвета. Затем набираем на кисть несколько цветов одновременно и протягиваем кисть по основным линиям намеченного овоща.
В данном случае, поочередно обводим сегменты перца, а затем поверх красочного слоя добавляем более мелкие и чистые по цвету густые мазки. Главное, не перестараться с пастозностью, гуашь этого не любит и может не сразу, но все же со временем потрескаться и отвалиться.
Ставим блики, углубляем тени и завершаем легким движением более тонкой кисти с зеленой гаммой хвостик перчика.
Шаг 5. Смешанная техника заливки и мазка
Для этого баклажана выбираем смешанную технику заливки и мазка. Для этого понадобятся 3 оттенка фиолетового цвета. Добиваемся этого при помощи белил. Консистенция краски подходит как при заливке фона. Работаем широкой синтетической кистью. Наносим первый мазок с самым интенсивным оттенком на нижнюю часть баклажана, далее набираем на кисть более светлый и ведем рядом с первым мазком, повторяя форму предмета, и завершаем самым светлым оттенком.
Поступаем аналогично с зеленью.
Шаг 6. Штамповка
Характер лимона можно хорошо передать при помощи губки. Его пятнистую фактуру создадим с ее помощью, смоченной в нескольких красках. Набираем с палитры на губку и штампуем по направлению линий формы предмета, постепенно вводя разные оттенки краски и заполняя всю поверхность.
Кроме губки, фактуру можно создавать также полоской гофрированной бумагой или сложенным в несколько раз картоном, смятым пакетом, — при этом возникают очень необычные и неожиданные эффекты.
Шаг 7. Техника сграффито
Для груши — техника сграффито. Суть этого приема состоит в процарапывании влажной краски заостренной палочкой или кончиком ножа, чтобы обнажить нижний слой краски. При работе с гуашью работать придется как можно быстрее. Наносим основу — коричневые оттенки.
После высыхания наносим желтую гуашь.
Быстренько берем палочку и процарапываем фактуру. Смело и пока не высохло, снимаем желтую краску, под которой проглядывает первый красочный слой. Тут важно вовремя остановиться. С помощью техники сграффито можно создавать очень красивые необычные фактуры.
Шаг 8. Сухая кисть
Яблоки заливаем двумя близкими оттенками красного цвета.
Затем применяем технику «сухой кисти». На сухую плоскую кисть беру немного краски, вытираю излишки, до тех пор, пока каждая волосинка кисточки не будет давать отдельную линию. И теперь сменяя цвета на кисти, прорисовываю фрукты, придавая нужную фактуру и объем, до тех пор, пока картинка станет напоминать именно яблоки.
Технику сухой кисти иногда сравнивают с рисованием цветными карандашами. И таким же образом, только уже темной краской, накладываем тени под всеми предметами на каждой картинке. Во время работы кисть нельзя мочить!
Шаг 9. Оформление
Готовые работы вставим в рамки со стеклом. Разместим их на стене, собрав их в единую композицию, и надолго сохраним свою работу от нежелательных внешних воздействий. При желании гуашевую работу можно покрыть лаком, но надо помнить, что лак сильно изменяет цвет красочного слоя.
Купить профессиональную гуашь поштучно в нашем интернет-магазине
Художник: Себилькова Анна