Роспись по ткани и коже
Роспись по ткани и коже: безграничные возможности
Для многих людей естественна потребность в самореализации и желании украсить окружающее пространство. Чтобы воплотить в реальность самые интересные проекты по декорированию бытовых предметов или элементов одежды, можно обратить внимание на способы и стили росписи по коже или ткани.
Роспись по ткани или коже пришла из глубины веков. Народы Индии и Индонезии издревле украшали свои жилища, храмы и дворцы батиком. В переводе с древнего наречия это слово означает «каплю воска». В странах Европы роспись по ткани начинает активно развиваться начиная с ХХ столетия. Вручную украшенные элементы одежды, обуви, предметы быта делают жизнь насыщенной, креативной и интересной.
Несмотря на то что сама идея существует многие тысячелетия, современный рынок художественных товаров предлагает богатый выбор наиболее эффективных для творчества материалов.
Роспись по ткани и коже: воплощение задумки
Среди любителей творчества особенно популярны акриловые краски. Примечателен данный материал тем, что позволяет наносить рисунок практически на любую поверхность с минимальной необходимостью предварительной подготовки. Кроме того, после высыхания акрил превращается в пленку, не подверженную внешним влияниям, в том числе она не боится воды. С кисти, особенно синтетической, краска хорошо смывается. Многие мастера прибегают только к использованию акрила и кистей для создания рисунка на поверхности ткани или кожаного изделия. В итоге получается двухмерный рисунок, например, орнамент.
Различные подручные инструменты дарят возможность получить оригинальные отпечатки и варианты фактур. Мастера пользуются валиками, спонжами, зубными щетками и даже пальцами. Особенно актуально применение подобных материалов для экспрессивных изображений.
Однако некоторым творческим людям недостаточно ограничиваться плоским рисунком, они выходят на объемную технику. Способ точечной росписи предполагает использование контуров по ткани, которые оставляют полукруглые капли краски. В результате такого декорирования получается не только красивый узор или рисунок, но и интересная на ощупь поверхность — она приобретает уникальную и неповторимую фактуру. При этом покрывать точками можно как все пространство, так и только определенные участки.
Иногда возникает необходимость подготовить нежный, почти акварельный фон для будущего изображения на тканевой основе. И в данном случае можно воспользоваться красками по ткани. Заготовку — сумку, одежду или платок — желательно предварительно постирать, чтобы избавить от лишней загрязненности или масел. Разбавив водой краску и слегка намочив ткань, можно наносить имитацию акварельных разводов. Следует быть внимательным и не допускать загрязнения другой, оборотной стороны изделия. Лучше всего подстелить целлофан или плотную ткань.
Краски, предназначенные для ткани, нуждаются в термической обработке для закрепления полученного результата. Это не обязательно, но Для этого достаточно просто прогладить изделие утюгом с температурой, соответствующей типу материала. Поверхность рисунка и гладильной доски необходимо защитить, прикрыв тонкой тканью.
Любители декупажа смогут применить свои знания для декорирования изделий из кожи или ткани. Для этого они могут пользоваться привычными материалами: лаком-клеем для декупажа, синтетическими кистями и специальными салфетками. На сухую поверхность следует нанести клей, а потом аккуратно перенести картинку на ткань с помощью кисти. Дождавшись окончательно высыхания, можно продолжать роспись с помощью акриловых красок или приклеить еще рисунков, сделанных при помощи салфеток.
Необыкновенно четкими и аккуратными получаются изображения, созданные благодаря использованию заранее приготовленных трафаретов. Для реализации данной техники потребуется пленка-самоклейка, на которой рисунок предварительно вырезан на плоттере или вручную. Прикрепляясь к поверхности, она позволяет получить картинку с четкими очертаниями без подтеков краски, размазанных контуров — то есть ничем не уступающую производственному аналогу. После тщательно прокрашивания необходимой области пленку отделяют от ткани или кожи.
Батик
Специалисты разделяют батик на холодный и горячий. Оба метода имеют принципиальные отличия, которые касаются процесса выполнения росписи. При холодном батике ткань плотно натягивается и закрепляется на раме. Далее будущий рисунок переносится на поверхность при помощи специальной трубочки и резервирующего состава. При этом контур должен быть замкнутым: состав изолирует отдельные части ткани, чтобы в дальнейшем цвета не смешивались друг с другом. Необходимо дождаться полного естественного высыхания контура. После этого кистью наносится краска для батика. Она быстро распространяется по ткани и заполняет контур изнутри. Мастера нередко смешивают два-три цвета непосредственно на поверхности: в итоге получаются красивые переходы. После высыхания следует провести термическое закрепление изображения, а также промыть готовое изделие в теплой и холодной воде.
Горячий батик отличается применением растопленного воска вместо резервирующего состава. Он имеет схожие свойства и назначение: изолирует участок ткани от изменения цвета. Поэтапное нанесение цветов имеет свои изобразительные преимущества. По окончании работы весь воск с ткани необходимо удалить.