«Весна в подарок маме» — декоративное панно с декупажем и рельефными узорами
Делаем декоративное панно своими руками к 8 марта. Декупаж и рельефный узор с помощью трафаретов.
Наверное, любое произведение, будь то стих, песня, картина или даже танец, есть некий внутренний портрет автора, сообщение миру о том, кто ты и какой ты. Когда мы берёмся за любую творческую работу, мы хотим сообщить миру о себе, независимо от того, надо ли миру о нас знать, мы обозначаем себя так, как только мы себя знаем. Но есть работы, в которых есть кое-что ещё... те, которые делаются в подарок. И это уже не только о себе, это скорее о том, как ты к кому-то. О чувствах.
Подарок похож на любовное сообщение, на тайное послание, на зашифрованный в ритме, рифме, красках или формах сигнал одного человека к другому. Подарок — это обязательная связь, зависимость, отношения… Мой мозг категорично отказывается принимать в себя мысль о прелести одиночества, а потому — я люблю подарки, и сегодня в работе у меня именно это — сообщение, послание, сигнал...
Для создания декоративного весеннего панно своими руками потребуются следующие материалы:
• цветные рельефные пасты: Сапфир, Лесная зелень, Махагон;
• краска «Деколор Художественный» Изумрудный и Золото Инка;
• декоративная краска «Хамелеон» Золотистый;
• распечатанная на лазерном принтере на простой бумаге картинка, скотч, трафареты, файл, кисти, резиновый шпатель.
Мастер-класс по декупажу весеннего панно.
Для начала грунтую заготовку. Работаю резиновым шпателем, минимизируя таким образом расход грунта. Прямая форма заготовки позволяет лёгко распределять материал, а идеальная тональность фона в данном случае не важна, наоборот, не плотный слой грунта мне важен и дальше я объясню почему.
Истончаю распечатку с помощью скотча (приклеиваю скотч к изнаночной стороне листа и аккуратно, с угла, снимаю его).
Кладу распечатку на файл картинкой вниз. С помощью брызгалки хорошо пропитываю бумагу с изнаночной стороны, а после промазываю её клеем, разведённым водой в соотношении 50 на 50.
Затем неразбавленным клеем промазываю заготовку и, перевернув картинку с файлом, аккуратно кладу её на заготовку. Резиновым шпателем выгоняя возможные пузыри, разравниваю картинку на заготовке, снимаю файл и оставляю всё это сушить на естественную сушку на 15 минут (не до полного высыхания).
Когда бумага чуть подсохнет сверху (внутри будет ещё влажной), опять немного сбрызгиваю теперь уже лицевую сторону распечатки (вода даст кисти более мягкое касание ворса кисти с красочным слоем картинки, и, как следствие, минимизирует травмирование его) и тут же покрываю всё густым слоем декупажного клей-лака
Наверное, нужно объяснить, для чего я делаю столько лишних движений (с набрызгом на бумагу, с разбавлением клея водой и прочим).
Естественно, что техника вживления и техника приклеивания распечатки совершенно разные. В первом случае, как будто отнимаю у распечатки красочный слой и отдаю её лаку, во втором случае на клей надо прикрепить красочный слой (не бумагу, а именно красочный слой картинки). Но, если в случае вживления между лаком и красочным слоем нет никаких барьеров, то в случае с расслоенной распечаткой между клеем и красочным слоем есть толстенный слой бумаги, и мне надо заставить клей пробраться сквозь этот слой и дойти до красочного слоя с изнаночной стороны.
Именно для этого бумага сначала расслаивается (так я уменьшаю толщину бумаги, сквозь которую клей должен пройти), после пропитывается водой (вода увеличивает расстояние между волокнами), а после покрывается разбавленным водой клеем (разбавление клея делает его менее плотным, а значит способным более глубже пробираться в бумажное полотно). Такое количество используемой воды обязательно скажется и на заготовке, именно поэтому грунт наносила не плотно — волокна МДФ, которые вода обязательно поднимет, позволят распечатке сильнее вцепиться в грунт и, как следствие, в поверхность заготовки.
После того, как бумага хорошо просохнет (на ощупь не холодная), редактирую края. Заготовка у меня размером 50х30, картинка же 44х30, и, как следствие, по краям по 3 см голые. Даже тонкая бумага имеет толщину и это создает явный и не красивый переход от распечатки к так называемому «полотну». Скрываю его рельефной тонкой пастой, чуть проваливая таким образом картинку. Рельефную пасту где-то наношу плотно, где-то нет.
Беру трафарет с достаточно крупным орнаментом, ориентируя его так, чтобы орнамент касался края заготовки и доходил до рисунка и чуть далее. Наношу рельефную тонкую пасту, не допуская, чтобы так закрыла рисунок (места, в которых трафарет всё-таки попадает на рисунок, оставляю чистыми).
Следующие два трафарета использую в центре панно, тоже стараясь, чтобы наносимая паста попадала лишь на фон картинки. Жду полного высыхания.
Развожу декоративную краску «Хамелеон» (Золотистую) водой, где воды будет примерно треть, хорошо перемешиваю и выливаю полученную смесь на поверхность панно.
Тут же беру широкую кисть и размазываю краску по всей поверхности в горизонтальном направлении.
Считаю до десяти, беру брызгалку и хорошо сбрызгиваю водой всю поверхность, после беру тряпку, и покрываю панно, рукой плотно прижимая и проглаживая в вертикальном направлении. Тряпка, конечно же, должна быть идеально чистой, даже если это «рабочая лошадка», и сухой. Таким способом я получаю эффект рваной краски, который очень часто применяю в технике «гранж».
Абразивную шкурку я приклеила на самодельный брусок, большой и твёрдый. Таким бруском шкурю очень хорошо весь рельеф, почти до полного его «уничтожения». В итоге получаю чисто белый, бархатный, еле выступающий рисунок на фоне.
Далее к работе приступают цветные рельефные пасты. Глядя на картинку, понимаю, что мне подходят цвета Сапфир, Лесная Зелень и Махагон. После нанесения и высыхания паста меняет свой цвет по сравнению с тем, что в банке, становится более светлой, но для меня этого осветления недостаточно и я добавляю к цветным пастам Белую, что позволит, к тому же, иметь в работе больше оттенков.
С помощью трафарета и мастихина наношу пасту на лицевую часть панно слева и справа по дуге. Дело в том, что заготовка у меня пропорцией 3:5 (что я не считаю приятным для зрительного восприятия соотношением), явный цветовой акцент вписывается в квадрат. Построить с помощью боковых рельефов овал, который был бы центром панно, мне показалось более разумным, чем если бы квадрат был в прямоугольнике.
Рельеф же на бортах в союзе с рельефами на «лице» создаст подобие рамы. Трафарет «бабочка» и «штамп» использовала для некоего уравновешивания картинки.
Беру художественную краску «Деколор» Золото Инка и с помощью обычной кухонной губки припудриваю цветной рельеф. Ту же самую процедуру проделываю с Изумрудным цветом. Не смотря на то, что всю красоту изумрудов можно увидеть только в сочетании с серебром, комбинация красок золото и изумрудный, по моему мнению, очень ласковая и весенняя.
Готовясь к лакировке, имею под рукой ещё одну тряпку, которая предварительно намочена и выжата, желательно мятая (кусок материи размером не меньше заготовки и, конечно, не тот, что уже был в работе с краской).
Наношу лак, достаточно обильно, тут же покрываю всё тряпкой, приглаживаю и тут же снимаю.
После полного высыхания шкурю цветной рельеф, выглаживая таким образом его и снимая излишки золота и изумрудного.
Ещё раз повторяю пару раз манипуляцию с лакировкой: лак – покрытие ткани с плотным прижатием – снять – высушить (так я всегда лакирую любые рельефные панно).
Не знаю, получилось ли это панно красивым, соблюла ли я правила работы. Почему-то сегодня это все кажется не важным. Я просто хотела этим подарком-посланием рассказать, как сильно люблю того, кому это «письмо» адресовано.
С праздником вас и весну вам в подарок!
Автор мастер-класса — Ольга Павлова, творческая группа «Вы-Творение».