Скандинавский стиль в интерьере
Скандинавский стиль в декоре и интерьере.
Стиль, который многим пришелся по вкусу, перекочевал из Скандинавии в интерьеры по всему миру. Дизайн в скандинавском стиле наполнен светом и легким деревенским очарованием, он привлекает наше внимание натуральными материалами и пастельными оттенками. Мелкий рисунок текстиля, традиционная клетка и «вязаные» орнаменты позволяют создать уютную обстановку для любой комнаты.
В контрасте с мебелью темного дерева очень уютно смотрятся лоскутные покрывала и домотканые коврики-дорожки. Белые, слегка грубоватые предметы обстановки тоже часто присутствуют в оформлении скандинавского стиля в интерьере. Здесь вы не найдете точеных и резных элементов, зато визитной карточкой остается кирпичная или каменная кладка, часто покрашенная в светлые тона и декоративные мелочи, такие как расписные тарелки, шкатулки, ящички и даже комоды с буфетами.
Декупаж в скандинавском стиле
В технике декупажа скандинавские мотивы встречаются довольно часто. Они узнаваемы и имеют свое настроение. Прохладная пастельная гамма, шведская клетка, зимние мотивы, непритязательные полевые цветы, розы и олени. Вот основной набор картинок и фонов, которые формируют этот стиль.
Непременно следует добавить сюда состаренные поверхности, потертости, грубые мазки фона и кракелюры (трещинки), эффекты, которые достигаются при помощи полусухой кисти (грубые мазки), наждачной бумаги (потертости) и специальных лаков для растрескивания верхнего слоя. Яркие цвета тоже имеют место быть, но в ограниченном количестве. Это, как правило, красный и голубой.
Скандинавская роспись розами – русемалинг
Тот образ скандинавского стиля в декупаже, который сформировался в данный момент, является собирательным и переосмысленным, даже осовремененным вариантом и близок, скорее, к шведскому. В аутентичном виде все свободные поверхности в помещении были покрыты росписью. Скандинавская роспись «русемалинг» — rosemaling, имеет норвежские корни. Характерной особенностью являются цветочные мотивы, а именно розы. Как и во многих народных ремеслах, этот элемент используется в большом количестве и в разных вариациях. По стилю и исполнению росемалинг напоминает Тагильскую и Западно-Сибирскую росписи.
Приемы нанесения мазков такие же – композиции пишутся сразу же, без подмалевка и предварительных эскизов. Единственное, что делается заранее – это проработка фона. В старинных образцах часто присутствует фактура дерева, проступающая сквозь красочный слой. Фон может быть однотонным, с фактурой грубых мазков, сделанных в одном направлении, перекрестных, повторяющих рисунок мешковины и покрытый усадочным лаком, который образует декоративные трещинки.
Акриловые краски для этой задачи подходят идеально. Богатая палитра готовых оттенков, возможность разбавления водой и то, как они ложатся на поверхность, оставляют прочих конкурентов далеко позади. И, конечно же, прочный красочный слой, который стоек к истиранию и воздействию воды, имеет большое значение. Какие выбрать кисти для работы? Достаточно трех – четырех. Две из них должны быть плоскими, разной ширины и две круглых, тонких. Синтетика подойдет лучше прочих. Кисти должны быть в меру жесткими, но вместе с тем пластичными. Еще следует запастись растворителем, водой, распылителем и палитрой. Акриловые краски, выдавленные из тюбика, нуждаются в постоянном увлажнении – они очень быстро высыхают.
Техника мазков и приемы росписи
Основным элементом росписи является двойной мазок. Он может быть каплевидный, с закругленным кончиком, острый, похожий на листик и веерный или зигзагообразный, имеющий народное название «ракушка», он выполняется плоской кистью. Тонкой круглой кистью пишется «оживка» - завитки, капельки и точки в финале. Цветы в скандинавской росписи выглядят объемными. Этот эффект достигается благодаря технике двойного мазка. На уголки кисти набираются два разных цвета (один из них чаще всего белый) и мазками в одном направлении на палитре они растушевываются, смешиваясь посередине. Получается градация от темного к светлому и наоборот. Для более живописного эффекта может вводиться третий цвет.
Скандинавская роспись цветов начинается от внешних лепестков к внутренним, каплевидными мазками. Кисть прижимается широкой частью к поверхности, слегка поворачивается для получения закругления и затем ведется, слегка поворачиваясь на ребро, так она оставляет за собой постепенно утончающийся мазок, который сужается и заостряется. Для получения острого мазка, кисть слегка касается поверхности ребром, затем поворачивается широкой плоскостью, прижимается в середине и снова выводится на ребро. Листья пишутся двумя зеркальными волнообразными мазками. Кисть прижимается почти вертикально и ведется зигзагообразными движениями, постепенно уменьшая ширину мазка. Завершается он острым слегка загнутым кончиком. Второй мазок выполняется в зеркальном отражении. «Ракушка» используется и при написании бутонов. Оживка – тонкие завитки, волнистые линии, капельки и точки целесообразна на маленьких предметах. В украшении мебели она не будет читаться, поэтому тратить на нее время не стоит. Зато в росписи тарелок, шкатулок и прочих безделушек она обязательна.
Другие виды росписи
Помимо традиционной росписи существует еще два вида декорирования, которые с успехом используются в скандинавских интерьерах. Это так называемая «точечная роспись» и «пряничная». Первая из них является универсальной и присутствует почти во всех народных культурах. В скандинавском варианте это расписные тарелки, в характерной сине-зеленой гамме с белыми акцентами. «Пряничная» роспись характерна мотивами теплых свитеров, красных оленей и снежинок на синем и белом фоне. Такой декор применяется в новогодних игрушках, при оформлении шкатулок и для небольших акцентов в украшении мебели. В декупажных картах часто имеются целые наборы «вязаных» и «пряничных» элементов, которыми украшаются изделия ручной работы. Скандинавский стиль в целом привлекателен тем, что он узнаваем, близок к деревенскому, по-своему уютен и, несомненно, красив.