Шкатулка «Ирисы» — роспись двойным мазком. Схемы двойного мазка для начинающих.
В этом мастер-классе будем рисовать ирисы двойным мазком. Схемы рисования двойным мазком для начинающих.
Роспись в стиле двойного мазка — это отличный способ выразить свой художественный потенциал и сделать стильную декоративную вещь.
Многие боятся подступиться к росписи из-за отсутствия художественного образования или умения рисовать. Но традиционные росписи, как правило — это набор определенных базовых элементов и мазков, сочетая которые можно получать различные узоры и составлять разнообразные композиции. Приложив определенные усилия в отрисовке этих элементов, каждый может попробовать себя в технике росписи двойным мазком.
В этом мастер-классе мы будем рисовать двойным мазком ирисы на деревянной шкатулке.
Для росписи шкатулки в стиле двойного мазка нам понадобятся следующие материалы:
• заготовка шкатулки (дерево, фанера, мдф);
• лак финишный фиксирующий «Таир»;
• краски акриловые для росписи: Ультрамарин, Фиолетовая, Жёлтая, Белая, Окись Хрома;
• кисть синтетическая плоская №6;
• наждачная бумага, бумага для рисования, плоская палитра, кисти для лака/клея, простой карандаш, ластик, калька.
Подготавливаем заготовку — слегка зашкуриваем и пропитываем финишным лаком.
Наша заготовка со стенками из тонкого древесного шпона, от влаги её может «повести», поэтому в качестве грунта мы используем неводный лак. Таким же образом можно обрабатывать заготовки из папье-маше, МДФ и т.п. Изделия из натурального дерева можно «загрунтовать» (слегка разведённым водой) матовым акриловым лаком или раствором качественного клея ПВА (примерно 1:10 с водой).
После полного высыхания ещё раз зашкуриваем и тщательно протираем от образовавшейся пыли.
Пока заготовка сохнет, самое время отработать технику мазка и нарисовать эскиз для будущей работы на бумаге.
На палитру выкладываем два цвета краски (водой не разводим).
Смачиваем кисть в воде и тщательно промакиваем салфеткой.
Набираем понемногу краски на каждый «уголок» кисточки и делаем на палитре «дорожку», проводя вперёд-назад. Краски смешиваются посередине, образуя плавный естественный переход цвета.
При необходимости добавляем ещё чуть-чуть краски на уголки кисти и снова «раскатываем». Нужно, чтобы ворс хорошо пропитался краской, но её слой не должен быть слишком толстым.
Пробуем выполнять разные типы мазков. Начинаем с прямого, потом переходим к полукругу. Далее усложняем. Я привела схемы для техники двойной мазок, которые помогут освоить разные мазки и узоры. Стрелочками показано движение кисти.
Для изогнутых мазков, дуг, капелек — проворачивайте кисть между большим и указательным пальцами по ходу движения кисти. Это всем знакомое движение «крутить что-то между пальцами». Для получения «острого» кончика мазка, поверните кисть боком (на «торец», если рассматривать плоскость расположения ворса) и закончите линию.
Ведите кисть «зигзагом» (не отрывая кисть от поверхности), для получения фигурного мазка. Уменьшайте амплитуду зигзагов и закончите «острым» мазком для получения конусообразного листочка с волнистым краем.
Элемент «травинка». Можно рисовать её в прямом и согнувшемся варианте. Кисть ведётся снизу вверх, постепенно сужаясь. А далее от узкого кончика снова ставится широкой стороной и снова ведётся вверх (или в сторону в случае согнувшейся травинки) к сужению.
Поэтапно рисуем листики и бутоны цветов.
На боковой грани шкатулки я планирую разместить волнообразный узор. Сперва также тренируемся рисовать его на бумаге.
Тычинки на цветах делаем из точек, которые можно ставить любой подходящей палочкой, хвостиком от кисточки или специальным инструментом — дотсом. Если каждый раз обмакивать палочку в краску — оттиски будут одного размера, а если, обмакнув, поставить сразу ряд точек, они будут равномерно убывать по размеру.
Несколько полезных советов по росписи:
1. Размечайте элементы простым карандашом и «вписывайте» мазки в назначенную форму.
2. Из простых мазков легко составляются более сложные фигуры, открывая безграничные просторы для фантазии и творчества. :)
3. Если что-то не понравилось, не получилось — просто перекройте неудачный мазок сверху ещё одним: краски для росписью позволяют это благодаря высокой укрывистости.
4. Посмотрите как различается эффект от того в центр или к краю составного элемента (лепестка, листика) вы положите тёмный цвет.
Только после того, как техника one-stroke освоена, много черновых листов бумаги изрисовано различными элементами и эскиз составлен, можно переходить к росписи шкатулки
На начальном этапе стоит отрисовать хотя бы основные элементы сюжета, чтобы композиция не «поехала», более опытные художники зачастую расписывают без предварительной разметки.
Я не советую использовать копировальную бумагу (так наз. «копирку»), потому что она оставляет жирные пачкающие отпечатки, которые невозможно удалить стирательной резинкой. Предлагаю переводить изображение при помощи кусочка кальки и простого карандаша.
Сначала карандашом (достаточной мягкости, чтобы оставлять насыщенный след) обводим рисунок по контурам, переворачиваем лист кальки и прочерчиваем по этим же линиям. Используя этот способ, мы получаем возможность делать и прямой перенос изображения и в зеркальном отражении.
Прикладываем кальку к изделию и обводим заострённой палочкой (пустым стержнем от шариковой ручки и т.д.), графит переходит на поверхность и мы получаем разметку простым карандашом, которую легко подкорректировать ластиком.
Расписываем шкатулку. Уже не останавливаюсь на подробном описании этого шага, так как все элементы мы научились отрисовывать на вышеприведенных схемах.
Наносим на торец крышки клей для потали.
Когда клей высохнет, накладываем поталь (я делаю это при помощи веерной кисточки). Используйте листовую поталь или поталь в хлопьях (эффект будет немного различаться). Следует хорошо пригладить поталь, чтобы позолотить всю проклеенную поверхность.
Излишки аккуратно убираем щетинной кистью.
Покрываем шкатулку финишным лаком. Даём высохнуть.
Наша шкатулка с росписью One Stroke — двойной мазок — готова!
Автор мастер-класса — Татьяна Симонова, творческая мастерская «Girl With Eggs - подарки ручной работы».