Роспись настенных часов в стиле «Гжель»
В этом мастер-классе будем расписывать основу под часы в замечательном русском стиле «Гжель».
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова
Известная по всему миру, узнаваемая, яркая, с первого взгляда запоминающаяся, но при этом строгая и лаконичная, традиционная гжельская роспись — ярко-синие цветы, птицы и живописные орнаменты на белоснежном фарфоре. Специальный красочный состав на основе оксида кобальта художники вручную наносят на изделие, затем окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400°C. После обжига глазурь становится прозрачной, приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется оттенками цвета от нежно-голубого до тёмно-синего. Иногда поверху наносят тонкие золотые узоры.
Сегодня в этом замечательном и любимом многими русском стиле мы распишем акриловыми красками обыкновенную фанерную заготовку.
Для росписи часов в стиле «Гжель» нам потребуются следующие материалы:
• заготовка фанерная круглая диаметр 30 см;
• краски для росписи: Белила Титановые, Голубая ФЦ;
• золотая краска из линейки красок «Деколор»;
• золотой контур «Таир» или контурная паста (по желанию);
• кисть синтетика плоская №14, кисть №1 или №0 (колонок или белка);
• трафарет с циферблатом;
• бумага для рисования;
• палитра (плоская белая), поролоновая губка, кисти для грунта/лака, тряпочка, баночка с водой, наждачная бумага (мелкозернистая), бумажные салфетки, простой карандаш, ластик, малярный скотч.
Подготовка поверхности заготовки к росписи
Подготовим заготовку — для начала ошкурим (для больших плоских поверхностей удобно использовать шлифовальные губки/бруски, также можете воспользоваться шлифовальной машинкой).
Едва влажной чистой тряпочкой протираем заготовку, чтобы удалить образовавшуюся мельчайшую пыль (следует делать это каждый раз после шлифовки).
Наносим грунт поролоновым спонжем или широкой плоской кистью тонким ровным слоем, после его полного высыхания, ещё раз слегка зашкуриваем.
Стоит завести отдельные кисти для грунта/краски, для лака и для росписи, тогда работа будет качественной.
Далее наносим белую акриловую краску, используйте поролон, кисть или другой удобный вам способ получить ровную гладкую поверхность (например, некоторые наносят краску обильно кистью и сразу прокатывают поролоновым валиком). Мне нравится работать губкой.
Понадобится нанести два-три слоя краски с промежуточным просушиванием.
Слегка зашкуриваем верхний слой краски (лучше использовать светлую наждачную бумагу, обычная чёрная может испачкать белый фон).
Теперь разметим циферблат по трафарету, есть разные варианты — просто приложить трафарет (подклеив по краям малярным скотчем) и «набить» тампующими движениями поролоном или трафаретной кистью синей краской (не разбавлять водой, просто хорошо перемешать), а можно использовать для закрепления трафарета специальный фиксирующий клей или обвести через трафарет все элементы простым карандашом и раскрасить вручную.
Изучаем основные элементы росписи
Между этапами подготовки часовой основы самое время попрактиковаться рисовать на бумаге (отлично подойдут для этих целей обычные школьные «альбомы для рисования»). Настоятельно рекомендую не хвататься сразу за изделие, чтобы избежать разочарования и мучительного длительного переделывания, сошкуривания и перекрашивания. Сначала стоит потратить некоторое время и терпеливо освоить технику, составить эскиз и потом только в один заход красиво и уже «начисто» расписать деревянную заготовку.
Мне нравится работать плоской синтетической кистью с прямоугольным краем, хотя можно использовать и с округлым и с косым краем, и даже обычную круглую кисть из белки или лисы. Качество кисти имеет огромное значение, не стоит использовать «технические» кисти (которыми красят, лакируют, грунтуют), ворсинки должны быть ровные, плотно прилегать друг к другу.
При росписи держим кисть, как авторучку, но строго вертикально, захватываем пальцами около металлической части (так проще контролировать процесс), делаем упор на мизинец или ребро ладони (следим, чтобы не размазать нечаянно рукой не успевший просохнуть рисунок), локоть фиксируется, а кисть руки свободна и подвижна.
Основной приём гжельской росписи — так называемый мазок с тенью (по-другому «боковой мазок», «мазок на одну сторону», «гжельский мазок», «полукисть»), с характерной плавной растяжкой — насыщенный цвет с одной стороны, с другой сходит на нет. Белая краска не используется, синий становясь прозрачнее просто переходит в цвет фона.
Выкладываем на палитру немного синей краски, разводим её водой до «состояния жидкой сметаны». С другой стороны палитры накапаем воды (удобно иметь воду совсем рядом).
Полностью смачиваем кисть в воде, убираем излишки о край баночки, слегка касаемся бумажной салфетки (нужно, чтобы ворс был равномерно увлажнён, но с кисти не капало).
Проводим несколько раз кистью по палитре вдоль лужицы краски, набирая её только на один из краёв.
Пробуем на небольшом кусочке бумаги (бумажной палитре), если результат нам нравится (мазок сочный, яркий, чёткий), то переходим к альбомному листу. Плавным движением касаемся листа и по ходу движения опускаем ворс кисти на поверхность, для завершения мазка также плавно понимаем кисть вверх.
Одного «набирания» краски на кисть может хватить на несколько коротких мазков, а для большого/длинного мазка может понадобиться «обновить» краску несколько раз. Добавив воды и краски продолжайте движение с небольшим заходом на предыдущую часть мазка.
Если мазок получился «суховат», с пробелами, то, намочив кисть и добрав краски, сразу же (не дожидаясь высыхания) кладём повторный мазок сверху. Аналогично, если получилось слишком «жидко» — подсушиваем кисть о салфетку и корректируем работу.
Касаемся кончиком кисти лужицы воды на палитре, ворс напитается влагой и снова проводим вдоль краски. Таким образом получается быстрее и эффективнее, чем каждый раз макать в баночку и отжимать.
Промываем кисть только если ворс полностью испачкается краской, в процессе росписи просто добавляем воду и краску на кисть и продолжаем.
Для изогнутых мазков, дуг, капелек — проворачивайте кисть между большим и указательным пальцами по ходу движения кисти. Это всем знакомое движение «крутить что-то между пальцами».
Для получения «острого» кончика мазка, поверните кисть боком (на «торец», если рассматривать плоскость расположения ворса) и закончите линию.
Практикуемся в выполнении разных мазков — прямых, волнистых, округлых, спиралевидных. Попробуйте проводить линии (не поворачивая листа бумаги) горизонтально, вертикально, по диагонали, «тенью» вверх и вниз, и в разные стороны. В округлых мазках — «внутрь» и «наружу». Почувствуйте кисть, как инструмент, приручите её :) Опытным путём определится и нужная консистенция краски и степень увлажнения кисти.
Посмотрите, как из простых «закорючек», совершенно несложных в исполнении, получаются узнаваемые гармоничные формы — цветы и листья.
Рассмотрите фотографии работ гжельских мастеров, разберите из каких мазков и в какой последовательности складываются их волшебные букеты, практикуйтесь в рисовании отдельных элементов. То, что в целом смотрится сложно и непостижимо, при разложении на фрагменты, вполне способен повторить даже новичок.
Это прекрасный способ увлекательного обучения, многообразие идей и вариантов может занять вас надолго. :)
Далее освоим рисование прямых линий, «усиков», «кустиков» и прочих завитушек. Штрихи и точки наносят тонкой кистью на заключительном этапе росписи – они называются «оживкой» и придают работе законченный вид.
На тонкую кисть с упругим ворсом набираем краску, разведённую достаточно, чтобы получались длинные пластичные линии, но не слишком жидко, чтобы не было «водянистости». Чтобы линия получилась прямой и ровной нужно вести кисть касаясь поверхности самым кончиком без нажима. Для «капельки», утолщения на конце или в середине линии надо сделать «примакивание» — опустить ворс, оставляя отпечаток, чем сильнее нажим, тем толще линия.
По желанию можно рисовать тонкие линии и ставить точки акриловым контуром или контурной пастой, они смотрятся иначе, может быть вам захочется и такого эффекта.
Для точек можно использовать подручные приспособления — ватные палочки, обратные стороны карандашей и кисточек, а можно приобрести «дотсы» — инструменты, имеющие шарикообразные утолщения на кончиках (изначально маникюрный инструмент для росписи ногтей).
Если каждый раз обмакивать палочку в краску — оттиски будут одного размера, а если, обмакнув, поставить сразу ряд точек, они будут равномерно убывать по размеру.
Придумываем эскиз и приступаем к росписи
Овладев основными приёмами росписи, выбираем цветок, бутон, листья и придумываем эскиз. Прикинуть можно сначала в линейном орнаменте, потом его «замкнуть в кольцо», переиграв «искажения пространства» иначе расположив «травинки» и «веточки».
(Будет полезно на досуге самостоятельно поизучать основы композиции и правила составления орнамента, узора.)
Когда эскиз будет полностью отработан и доведён до ума, можно приступать к росписи часов.
Было бы здорово, если на ненужной дощечке, маленьком кусочке фанеры и т.п., вы сделаете пробник, подготовив этот образец, как и заготовку изделия. Ведь рисовать по бумаге и по акриловой краске не одно и тоже, хорошо бы попробовать новый тип поверхности до чистовой работы.
Росписи живописного типа выполняют без предварительного нанесения контура рисунка, но стоит сделать базовую разметку. Вырежем из бумаги шаблон по размеру наибольшего фрагмента орнамента, в нашем варианте с часами кстати будет также отметить точки циферблата для более точного расположения.
Отметим простым карандашом границы самых крупных цветков, обратите внимание, что после их отрисовки и высыхания разметку следует стереть. Остальные элементы не размечаем, расписывая, располагаем их относительно основных частей рисунка.
Рисуем элементы в последовательности от крупных элементов к завершающим штрихам.
Делаем оживки и даём работе хорошенько высохнуть.
Наносим золотую краску на торец заготовки тонкой кистью.
Когда краска высохнет, наносим глянцевый акриловый лак, понадобится сделать от трёх слоёв и более (с хорошей просушкой между слоями и, при необходимости, с прошкуриванием).
Устанавливаем часовой механизм и стрелки. Наши часы в стиле «Гжель» готовы!
Автор мастер-класса — Татьяна Симонова,
творческая мастерская «Girl With Eggs — подарки ручной работы».