Органайзер для кухни в стиле Прованс. Многоцветная тонировка дерева и работа с одношаговым кракелюром.
Декорируем короб-органайзер для кухни. Делаем сложное тонирование древесины морилками и акриловыми красками, создаём рельефные узоры и одношаговый кракелюр.
На данном мастер классе предлагаю пофантазировать на тему Прованса, забыть все запреты и условности и создать интересную вещицу для кухни. Да, это не классика жанра, но я решила, что именно так она будет выглядеть просто и изящно, потёрто-роскошно и одновременно уютно. Соединим воедино блеск позолоты, потрескавшуюся краску, изящный орнамент и простой рисунок.
Материалы и инструменты, которые понадобятся для выполнения работы:
• деревянная заготовка;
• грунт акриловый белый «ТАИР»;
• акриловые краски «Акрил-Хобби» белый, коричневый, жёлтый, зелёный, чёрный;
• акриловые краски «Акрил-Хобби Де Люкс» оливковый, фисташковый;
• контур «ТАИР» по стеклу и другим твёрдым поверхностям белый;
• лак битумный для состаривания «ТАИР»;
• лак(клей)для декупажа «ТАИР»;
• угловой трафарет;
• рельефная паста тонкая «ТАИР» (или шпатлевка акриловая);
• салфетка для декупажа;
• кисти, поролоновые губки, мастихин.
Я запланировала работать в оливково-зелёной гамме, поэтому решила протонировать заготовку водной морилкой зелёного оттенка. Для этого смешиваем два цвета морилки – Эбеновое дерево и Лиственница в пропорции 1:1 (если цвет будет тёмный, добавьте ещё морилки цвета Лиственница). Работаем синтетической кистью, по направлению волокон древесины.
Не дожидаясь высыхания морилки, «по сырой» поверхности делаем небольшие мазки краски фисташкового цвета, размывая их немного водой на поверхности. Старайтесь размыть переход от краски к морилке. Хорошо просушиваем.
Наждачной бумагой (№320) ошкуриваем все окрашенные стороны заготовки. Работа должна стать гладкая и приятная на ощупь. Важно шкурить по направлению волокон древесины!
Покрываем работу в один слой акриловым лаком и сушим.
Смешиваем на палитре жёлтую, зелёную и коричневую акриловую краску для получения тёмно-оливкового цвета. Кусочком поролоновой губки, втирающими движениями наносим цветовые блики по всем частям покрытым морилкой (кроме внутренней). Краску необходимо очень тщательно растирать, чтоб не оставалось явных мазков, а только лёгкий полупрозрачный оттенок.
В оставшуюся тёмно-зелёную краску добавляем светло-оливковую и снова делаем цветовые пятна на работе. Можно добавить ещё более тёмных цветов.
А в завершение добавляем мазки чисто белым цветом.
Смешиваем краску чёрного цвета и светло-оливкового. Получившимся тёмно-графитовым цветом окрашиваем основание и торцы заготовки. Сушим.
Наждачной бумагой ошкуриваем все торцы и основание, стараясь на углах снять краску до чистого дерева, тем самым получая очень аккуратные и естественные потёртости. На данном этапе следует покрыть всю работу акриловым лаком и оставить хорошенько просохнуть.
Начинаем работу с одношаговым кракелюром. Я решила украсить органайзер круглыми накладками с изображением и лёгкой сеточкой трещин. Цвет трещин сделаем коричневым и поэтому сразу, без грунтовки окрашиваем накладку коричневой краской, сушим и ошкуриваем до гладкости.
Кистью наносим кракелюрный лак и оставляем его подсыхать минут на 30 в естественных условиях. Периодически проверяйте поверхность: если нет «мокрых луж», то можно переходить к следующему этапу.
С помощью поролоновой губки, тампонирующими движениями, покрываем всю поверхность накладки с кракелюром белой акриловой краской.
Важно не попадать на уже окрашенные места повторно — повредите слой с трещинками. Если такая ситуация произошла — оставьте это место до полного высыхания краски и кракелюра, потом вы с лёгкостью подкрасите его!
Я оставляю данный этап работы на просушку в естественных условиях НА СУТКИ!
После этого нужно доработать накладку: у меня по центру будет изображение и, чтобы трещинки сильно не перебивали картинку, белой краской немного выбеливаю центральную часть накладки и закрашиваю ненужные трещинки.
Фрагмент салфетки с деревом я обрываю по размеру накладки.
Клеить салфетку будем методом «файла». Отделяем от салфетки два нижних слоя. Для работы нам нужен только самый верхний слой с изображением. Его накладываем лицом от себя на прозрачный файл. Брызгаем на нее воду из пульвизатора, пока салфетка полностью не промокнет и не расправится на файле. Мягкой синтетической кистью осторожно расправляем салфетку, выгоняя из-под неё пузырьки с воздухом. Лишнюю воду можно слить.
Наносим на поверхность накладки лак (клей) для декупажа.
Файл с салфеткой переворачиваем и прикладываем на промазанную клеем поверхность.
Не снимая файла проглаживаем салфетку от центра к краям резиновым шпателем. Осторожно снимаем файл и промакиваем салфетку уже на изделии бумажным полотенцем, удаляя лишнюю влагу. Теперь покрываем поверхность с салфеткой декупажным лаком и сушим. Сошкуриваем лишние части салфетки наждачной бумагой
На боках органайзера я решила сделать маленькие медальоны с оливками. Небольшие круглые накладки покрываем акриловым грунтом в два слоя с промежуточным ошкуриваем и просушкой.
Наклеиваем фрагменты салфеток с оливками с помощью лака (клея) для декупажа. Сушим. Свисающие и лишние части салфеток сошкуриваем наждачной бумагой.
Торцы накладок окрашиваем белой акриловой краской. Я ещё немного тонирую краской край накладочек, чтоб получилась лёгкая белая дымка.
Набираю немного на губку битумной патины (битумного лака), отбиваю на бумаге излишки и тонирую по краю накладки и все уголочки на самой заготовке. Оставляю на просушку часа на три.
Наждачной бумагой (№320) прошкуриваю все подпачканые битумом места, снимая его излишки.
Приступаем к работе с рельефом. Я решила не перегружать поверхность крупным рисунком, а сделать небольшие объёмные уголочки на работе. Прикладываем трафарет в нужное место. У меня это будет надпись, уголки на передней части и вокруг небольших боковых накладочек. С помощью мастихина накладываю шпатлёвку белого цвета на трафарет. Толщина примерно 2 мм. Снимаю трафарет и сушу получившийся рельеф примерно часа два. После полной просушки покрываю все стороны, где есть рельеф, в один тонкий слой акриловым лаком.
Патиной на водной основе тонирую все объёмные элементы. Кистью наношу патину на рельеф, немного подсушиваю и убираю излишки бумажной салфеткой.
С помощью щетинистой кисти и белой краски делаю лёгкую припыленность на работе. Край кисти немного окунаем в краску, отбиваем излишки на бумажной салфетке и лёгкими, едва касающими движениями проходимся по всем уголочкам и торцам. Данная операция придаст лёгкость работе.
Контуром по стеклу и керамике белого цвета делаем окантовку вокруг накладок и прорисовываем точками рельеф. Сушим контурную роспись сутки. В принципе, на данном этапе работу можно считать законченной и покрыть 2-3 слоями акрилового лака с промежуточной просушкой.
Я решила ещё поколдовать и добавить немного золотых бликов по уголкам подставки. Можно использовать золотой воск, золотую патину или золотую акриловую краску необходимого оттенка.
Вот и всё! Фотографии готового изделия.
Автор мастер-класса — Александра Качесова, творческая студия «Декупажный стиль».