Лаки художественные
По составу лаки подразделяются на смоляные и масляно-смоляные. В зависимости от природы смолы выпускаются лаки на основе природных смол и бальзамов — даммарный, мастичный, кедровый, пихтовый, бальзамно-пентамасляный, копаловый, ретушный и лаки на основе синтетических смол — акрил-фисташковый, фиксатив.
Лаки — это жидкости различной вязкости, они представляют собой растворы натуральных или синтетических смол (смол и масел) в растворителях, наиболее часто применяемых в живописи (скипидар, пинен, уайт-спирит).
По составу лаки подразделяются на смоляные и масляно-смоляные. В зависимости от природы смолы выпускаются лаки на основе природных смол и бальзамов — даммарный, мастичный, кедровый, пихтовый, бальзамно-пентамасляный, копаловый, ретушный и лаки на основе синтетических смол — акрил-фисташковый, фиксатив.
По назначению лаки подразделяются на:
• лаки, добавляемые к краскам в процессе создания картины, «лаки на палитру», живописные лаки;
• лаки, применяемые для обработки красочного слояя перед повторным нанесением красочного слоя по сухому. Лучше их назвать ретушными, или точнее — межслойными;
• покрывные или защитные лаки, применяемые для покрытия картин с целью защиты от внешних воздействий: трения, ударов, запыления, действия водяных паров, газов и др.
В каждом случае могут использоваться различные лаки как самостоятельно, так и в комбинации между собой.
В первых двух случаях в основном применяют смоляные и масляно-смоляные лаки.
Лаки смоляные
Лак даммарный, лак мастичный, лак фисташковый, лак кедровый, лак пихтовый, лак ретушный.
Представляют собой растворы соответствующих смол и бальзамов в пинене или скипидаре. Ретушный лак содержит и другие добавки. Лаки имеют светлый цвет. Пленки лаков имеют обратимый характер, после высыхания легко растворяются в растворителях.
Время высыхания лаков: даммарного — 12, мастичного — 6, фисташкового — 20, кедрового— 18, пихтового — 4, ретушного — 0,5 ч.
Лаки масляно-смоляные
Лак копаловый представляет собой сплав копала с маслом, разбавленный пиненом (скипидаром) с добавлением сиккатива. Лак темного цвета. Время высыхания не более 24 ч.
Лак бальзамно-пентамасляный представляет собой раствор смеси бальзама кедра сибирского с ПЭ в уайт-спирите.
Плёнки масляно-смоляных лаков необратимы, после высыхания не растворяются в растворителях. Время высыхания не более 48 часов.
Лаки покрывные
Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений и др. Перед нанесением лака поверхность должна быть очищена от пыли и просушена. Для нанесения лака применяют щетинные флейцевые кисти. Чем выше вязкость лака, тем короче должна быть щетина, чтобы наносить его достаточно тонким слоем. Для лучшей располировки лак наносят подогретым на водяной бане при температуре не выше 40 °С.
Представляет собой раствор полибутилметакриловой и фисташковой смол в пинене или в скипидаре с добавлением бутанола. Светлый лак после высыхания дает обратимую пленку, стойкую к воде. Время высыхания не более 24 ч.
Лак-фиксатив
Представляет собой раствор поливинилацетата в смеси этилового и бутилового спиртов. Почти бесцветный, быстросохнущий. Время высыхания не более 15 мин. Лак-фиксатив предназначен для закрепления рисунков, выполненных карандашом, углем, пастелью.
Лак мастичный также может быть использован в качестве покрывного.