Фотосъёмка своих изделий. Как правильно фотографировать свои работы?
В этой статье поговорим о том, как важно правильно снимать свои работы. Простые советы, которые помогут правильно преподнести своё изделие на фотографиях.
Сегодня мы поговорим о том, как важно правильно фотографировать свои работы. Даже если вы делаете творческую поделку для себя, всё равно хочется похвастаться ей перед знакомыми, выложить на странице в социальной сети или в теме на форуме, получить отзывы, комментарии, а может быть и советы. Но, к сожалению, даже самое замечательное изделие можно загубить неумелыми фотографиями.
Иногда мы ищем мастеров, которые делают для нас фото мастер-классы в обмен на наши материалы. И иногда, к сожалению, нам приходится отказываться от сотрудничества: прекрасные работы, талантливые рукодельники, но фотографии искажают всё впечатление. Очень, очень важно уметь красиво отснять готовое изделие!
Конечно, если хобби давно уже стало вашей работой и вы ведёте свою группу или интернет-магазин — тогда самым правильным решением будет обратиться к профессиональному фотографу, работающему в студии и специализирующемуся на предметной фотосъёмке.
Качественные фотографии ваших товаров — это залог успешных продаж и рекламы себя как мастера.
В этой статье мы постараемся дать несколько советов для начинающих рукодельников по съёмке своих работ, будь то декупаж, точечная роспись, живопись или вязание. Постараемся обойтись без сложностей фотомастерства с выдержкой, диафрагмой и ISO (для этого существуют целые книги/форумы/курсы). Мы уверены, что хорошо снять свою работу можно на самый обычный цифровой фотоаппарат «мыльницу» или даже на телефон, если соблюдать простые правила.
Настройки камеры
Как ни странно, камера — не самое главное в процессе фотографирования. Куда важнее научиться чувствовать и видеть кадр, познакомиться с основами композиции... Однако, свою камеру нужно знать и использовать её возможности по максимуму.
Первым делом изучите настройки. Если есть инструкция — почитайте её. Иногда там довольно просто излагаются особенности разных режимов съёмки. Лучше всего попробовать все, чтобы понять, чем они отличаются друг от друга, и что нужно именно вам.
Попробуйте разные режимы фокусировки, баланса белого, вспышки.
И, самое главное, поставьте максимально возможное разрешение фотографий!
Баланс белого
Понять, что с балансом белого что-то не так очень просто. Если вдруг ваши фотографии приобрели нездоровый синюшный или жёлтый оттенок — время зайти в настройки камеры и посмотреть другие режимы.
Как правило, в камерах есть разные режимы баланса белого (авто, лампы накаливания, прямой солнечный свет, вспышка, облачно и др.). Выбирайте режим в зависимости от используемого освещения, который наиболее точно соответствует действительности.
Чаще всего есть и ручной режим, но для работы с ним нужен некоторый опыт. Если вы совсем новичок — пока можно обойтись стандартными режимами.
Также исправить баланс белого практически в любом фоторедакторе.
Вспышка
Вспышка — заманчивая, но очень опасная вещь, особенно если у вас не зеркалка. Чаще всего использование стандартной вспышки на мыльницах может только загубить всю работу лишними яркими бликами, или просто сделать её плоской и неинтересной, добавить резких теней и контрастов.
Конечно, ничто не мешает вам попробовать! Но мой совет — отключать вспышку и выставлять хороший свет.
Если у вас зеркальный фотоаппарат, то ситуацию можно немного выправить, если использовать рассеиватель для вспышки. Его можно купить, а можно почитать статьи о том, как сделать его своими руками.
Освещение
Итак, время за полночь и вы наконец-то закончили работу над лучшим творением всей вашей жизни. За окном темно, единственная лампочка в мастерской тускло мерцает. Но вы считаете, что грешно лишать человечество возможности увидеть ваше творение сейчас же и начинаете фотографировать. Лучше остановиться.
Слово «фотография» от др.-греч. φωτός «свет» и γράφω «пишу» означает «светопись», технику рисования, получения изображения с помощью света. Запомните первое правило — света должно быть много. Если его будет слишком много и будет получаться пересвет, всегда можно убрать лишний светильник или прикрыть свет какой-нибудь легкой полупрозрачной тканью.
Лучше всего, чтобы на месте съёмки было несколько источников света. Очень важно, чтобы у них была одинаковая световая температура. Проще говоря, если с одной стороны будет светить голубоватая лампочка, а с другой — жёлтая, ничего хорошего не выйдет. Плохим тоном считается также смешивать естественное освещение (свет из окна) с искусственным (лампа). Выбираем что-то одно.
Убрать желтизну от светильников можно в любом фоторедакторе (зачастую с этим справится даже обычная обработка в Инстаграме*).
Одна из самых простых схем для фотографирования предметов — два светильника по бокам, и один — сверху.
В результате мы получим светлую яркую картинку, без глубоких провалов в тени. Важно понимать, что при таком освещении объект в кадре может получиться немного плоским, потому что свет заполняет пространство кадра практически со всех сторон, тени получаются едва заметными. Поэтому здесь всегда стоит немного «поиграться», и какие-то светильники приближать, какие-то отдалять, один из боковых светильников я почти всегда ставлю намного дальше, чем другой.
Иногда, чтобы сгладить очень резкую тень, можно использовать отражатель: подойдет обычный лист бумаги. Располагаем его напротив самого яркого источника света, от которого на изделии получается тень. Отражатель отражает часть света от светильника и направляет его на тёмную сторону предмета, слегка подсвечивая его, придавая больше объёма.
В ясный день можно фотографировать прямо на солнышке. Но тут тоже есть свои нюансы. От яркого солнечного света получаются очень резкие, тёмные тени, а это не всегда хорошо. Например, мне не очень нравится снимать на солнце изделия с точечной росписью: каждая объёмная точка оставляет за собой тень, и довольно сложно сфотографировать изделие так, чтобы яркий контраст света и тени передал всю прелесть работы и сочетаний цветов.
Лучше всего фотографировать с естественным освещением в лёгкую пасмурность, когда облака рассеивают солнечный свет. Тени получаются мягче, сглаженнее, цвета передаются точнее.
Фон
Использовать в качестве фона старое кухонное вафельное полотенце или мамин махровый халат, конечно, можно. Но чтобы сделать хорошую фотографию, стоит позаботиться о качественном фоне. Самый простой вариант — обычный белый ватман. Он выручит вас в большинстве случаев. Бумага в качестве фона гораздо проще, чем ткань, потому что с тканью неизбежно возникают проблемы со складками, которые нужно разложить красиво и естественно :)
Кроме белого ватмана неплохо запастись цветной бумагой для пастели размером не меньше А3. Хорошо подойдут нейтральные оттенки: серый, светло-голубой, коричневый, и, конечно, чёрный. Однотонный фон хорош тем, что не будет отвлекать на себя лишнее внимание, а позволит сконцентрироваться на вашем чудесном изделии, которое вы преподносите публике.
Если вы собираетесь использовать ткани в качестве фона, лучше купить несколько небольших отрезов, предназначенных специально для этого, а не использовать простыни или одежду :) Для представления работ в стиле кантри или прованс прекрасно подойдут такие ткани, как лён или бязь. Нейтральные ткани — хлопок, сатин, габардин. Бархат и шёлк тоже можно использовать, но нужно учитывать, что они имеют свойство сильно бликовать на свету.
Используя ткань для фотосессии первым делом погладьте её утюгом. Неряшливые помятости сыграют против вашей работы!
Если у вас есть кусок стекла, можно иногда ставить ваше изделие на него (под стеклом должен быть однотонный фон), тогда можно добиться красивых отражений.
Важно, чтобы фон был по размеру большим и не кончался в кадре.
Штатив и таймер
У вас имеется штатив? Используйте его! Он спасет ваши фотографии от смазанности, если рука случайно дрогнет. Если штатива нет — поставьте камеру на стопку книг. Многие фотографы используют в качестве стабилизатора мешочки с крупой: в них можно надежно и прочно зафиксировать положение камеры. Если на фотоаппарате есть режим таймера, попробуйте использовать и его: тогда за ручной тремор можно не опасаться. Главное, не забывайте менять ракурсы и крупность кадра, чтобы получить разные фотографии.
Фокус
Хорошо, если в вашем фотоаппарате есть возможно выбора разных режимов фокусировки. С ручным режимом, например, придется долго тренироваться, но можно будет добиться удивительных результатов.
Если у вас есть режим макросъемки — используйте его. Он позволяется сфокусироваться на небольшом участке и красиво размывает фон сзади. Конечно, всегда должна быть фотография, где всё изделие полностью в кадре и в фокусе, но дополнительные фотографии с красивыми деталями, крупным планом какого-нибудь красивого мазка, или рельефа, или фурнитуры — это большой плюс!
Если представляете на фотографии сразу несколько одинаковых изделий (например, пара бутылок с декупажем), попробуйте поставить их одно за другим, и сделать несколько фотографий — сначала с фокусом на ближнем, потом с фокусом на дальнем.
Ракурсы
Постарайтесь делать итоговые фотографии с разных ракурсов. Не бойтесь поднимать, или опускать камеру, отходить с ней в сторону, приближаться и отдаляться. Ничего, если изделие не полностью входит в кадр. Например, если большая часть декора находится на бокале, необязательно в каждой фотографии брать в кадр его ножку.
Чтобы показать предмет во всех деталях, стоит сделать с разных ракурсов несколько общих планов, где изделие видно целиком. Затем можно приступать к съёмке деталей крупным планом.
Детали
Иногда очень хочется поддержать готовое изделие, положив рядом с ним в кадр какой-нибудь предмет декора. Это могут быть цветы, ленты, камешки или стёклышки. Главное, чтобы эти детали не отвлекали на себя слишком много внимания.
Хорошо, если присутствие дополнительных предметов в кадре будет логически обусловлено. Если вы декорировали короб для хлеба — положите в него хлеб на итоговой фотографии (главное, смотрите, чтобы не было лишних крошек в кадре); если это была шкатулка для женских штучек — пусть из неё изящно свисает нитка жемчуга; если это ваза — цветы в ней будут более чем уместны.
Количество фотографий
Не останавливайте себя. Мы живем не в эпоху плёночных фотоаппаратов. Количество отснятых фотографий должно быть в разы больше чем то количество, которое вы хотите получить. Иногда ради нескольких итоговых кадров нужно потрудиться и снять несколько десятков.
Не стоит «разбирать» место съёмки до того, как отсмотрите полученные фотографии. А смотреть их лучше всего не в окошке фотоаппарата, а на компьютере.
При просмотре на мониторе большинство фотографий окажется в корзине: где-то окажется не там фокус, где-то в кадре кончится фон, что-то получится смазанным. Не довольствуйтесь тем, что осталось. Если вам не нравится, снова берите камеру и идите снимать.
И немного об обработке фотографий
Безусловно, будет намного лучше, если вы овладеете хотя бы минимальным запасом знаний по обработке фотографий. Однако важно знать меру и не переусердствовать в ретуши. Иначе будет очень неловко, если после покупки вам предъявят претензию, что на фотографии изделие выглядело гораздо аккуратнее, чем оказалось в действительности. Старайтесь, чтобы ваши фотографии соответствовали истине.
Зато большим плюсом будет, если вы сможете обработать фон, убрать с него какие-нибудь пылинки, продлить или слегка размыть. Знания об изменении яркости/контрастности, цветовом балансе, насыщенности, кадрировании фотографии совершенно необходимы в жизни даже начинающему фотографу. К счастью, в интернете можно с лёгкостью найти множество простых уроков, которые помогут вам овладеть нужной информацией.
Учитесь фотографировать! Делайте фотографии достойные вашей работы.
Автор статьи — Мария Фалеева, фотограф компании «ТАИР».
*Компания Meta признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории России.