Декупаж зеркала под старину. Декупаж в винтажном стиле
Декупаж двустороннего винтажного зеркальца.
«Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
А.С.Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Всем привет! Меня зовут Людмила Лунц, я художник-иллюстратор, но помимо рисования увлечённо осваиваю новое в hand-made, поскольку оно способствует творческим находкам, развитию воображения и креативности. Таким образом, одно влияет на другое и, как круговорот в природе, ничего не уходит бесследно. Сейчас я увлечённо осваиваю декупаж, наслаждаюсь трещинками кракелюра и украшаю свой дом необходимыми вещами ручной работы! Это здорово — создавать красивые штуки своими руками.
Присоединяйтесь! Сегодня, используя декупаж, я буду делать зеркальце, но не простое, а волшебное. И волшебства ему добавит состаренный вид, ведь известно, что все сказки случились давным-давно, с тех пор в них даже зеркальца потемнели и приняли свой бесценный облик старины.
Для декупажа зеркала в винтажном стиле нам потребуются следующие материалы:
• зеркальце фигурное №2 из МДФ 22х22;
• акриловая краска «Акрил-Арт» Белила Титановые (либо грунт акриловый);
• акриловая краска «Акрил-Арт» Английская Красная;
• лак (клей) декупажный /для твёрдых поверхностей «Таир»;
• лак битумный / для состаривания (битумная патина);
• лак акриловый полуматовый «Таир»;
• кисти из поролона либо кисти плоские синтетические / щетина;
• уайт-спирит или льняное масло;
• шкурка наждачная среднезернистая (шлифовальная бумага), губка, бумажные салфетки, спички, тряпочка, маникюрные ножницы, отвёртка, зубочистки.
Для удобства я расставляю все баночки по порядку, как они будут поэтапно использоваться — это дисциплинирует и ускоряет процесс работы. Теперь встряхиваю, перемешиваю палочкой компоненты в банках, чтобы осевшие частицы включились в работу!
Шаг 1. Грунтовка
Первым делом потребуется грунт «Левкас». Он предназначен для грунтования и устранения пористости, неровностей и мелких дефектов поверхности изделия. Отлично подойдёт в качестве шпатлёвки, если вы любите давать жизнь старым вещам. Если в декупаже вы новичок и вам страшно испортить хорошую вещь, можно поупражняться на старых разделочных досках и найденных интересных деревянных вещах, которые просятся в дом. Никто никогда не догадается, что у разделочной доски была изрезана спина или отколот край, ведь грунт «Левкас» с этим прекрасно справляется!
Грунт «Левкас» густой, так что я его выкладываю чайной ложкой на тарелку, — так проще будет захватывать его плоской кистью из поролона. И, хотя она у меня шириной 50 мм, то есть как раз подходит по диаметру к банке, я предпочитаю держать её закрытой, чтобы избежать воздействия воздуха, не пересушивать компоненты. Для данного зеркальца будет достаточно одной-двух чайных ложек.
Первый слой лучше накладывать не хаотично, а делить изделие на части, и кисть-губку держать в одном направлении. Старайтесь разносить грунт широкими уверенными движениями, ведь на воздухе он быстро сохнет. Когда я закончила с лицевой, боковой и задней стороны, даю изделию просохнуть 15-20 минут.
Р.S. Сразу для себя решите, где и как будете применять изделие, над которым трудитесь. Это поможет определиться и с выбором материалов для работы, и со способами декора.
Например, если вы решите оставить заднюю часть зеркала негрунтованной — всё равно висит на стене и её не видно, — тогда в ванной комнате, возможно, вешать не стоит. Выбранная мною форма для зеркальца сделана из МДФ (прекрасная устойчивость к влаге и к перепадам температур, он не разбухает под действием влаги, не коробится). Если же это была бы заготовка из фанеры (фанера от продолжительного воздействия влаги расслаивается), тогда грунтуйте с обеих сторон.
Перед тем, как приступить к декору задней стороны, лучше вынуть зеркальце, чтобы не запачкать и не повредить его.
Обратную сторону тоже покрываю грунтом.
После приступаю к ошкуриванию. У меня шкурка средней зернистости, мелкая тут не подойдёт, поскольку она быстро забьётся, а крупная оставит свои царапины и может даже испортить загрунтованную поверхность — в сухом виде «Левкас» хрупкий и может отколоться, если нет опыта работы.
Когда будете шкурить первый слой, нужно делать это с усилием, но без фанатизма (иначе протрёте до основания изделия), ведь и от кисти остаётся след, поэтому его надо затереть, чтобы поверхность была гладкой. Проще положить изделие на ровную поверхность и время от времени удалять с неё оседающую пыль влажной тряпочкой, чтобы она не налипала с той стороны, которая касается стола. К положению «держим на весу» переходите, когда будете обрабатывать шкуркой боковые части и вырезные элементы. Чтобы проникнуть шкуркой в замкнутые фигурные части, можно скрутить кусочек шкурки трубочкой, либо намотать её на карандаш.
P.S. Основное отличие грунта «Левкас» от обычного акрилового грунта в том, что он не отдает свою влагу. Если вы решите повесить своё зеркальце в ванной комнате, это качество грунта продлит ему жизнь, что сложно сказать про акриловый грунт, поскольку от постоянного перегревания, большой температуры он размягчается, то есть при некотором усилии или направленного силового воздействия (подогревания) может отходить плёнкой. Это происходит из-за наличия диоксида титана (титановые белила) в основе акриловых грунтов и красок, но он же способствует гибкости пигмента, некому растягиванию его, что не присуще «Левкасу». Понимание химического состава связующих элементов в том или ином составе позволит сделать вам правильный выбор материала, подходящего для ваших задумок.
Когда ошкурен первый слой грунта, протрите изделие сухой тряпицей, чтобы удалить пыль и осевшие частички. Для второго слоя грунта, я переложу остатки с тарелки в чашку и налью немного воды, разбавляя «Левкас» до нужной вязкости. У меня она соответствует 10% сметане. Лёгкими движениями наносим второй слой — губка равномерно распределяет краску, в отличие от кисти слой с ней получается тоньше. Для губки характерно пористое покрытие и оно быстро, ровно выравнивается шкуркой.
Шаг 2. Колеровка
Когда мы получили ровную поверхность после нескольких раз грунтовки и ошкуривания, приступаем к колеровке.
Возьмите акриловую краску «Акрил-Арт» Белила Титановые (либо акриловый грунт 1-2 чайных ложки), добавьте в неё для колерования четверть чайной ложки цвета Английская Красная, смешайте эти компоненты в стеклянной чашке.
Наносим цветной состав губкой на изделие. Когда изделие будет заколеровано, даём время ему просохнуть.
Шаг 3. Одношаговый кракелюр
В своей работе я буду использовать кракелюрный лак фирмы «Таир».
P.S. Кракелюрный лак бывает одношаговый или двухшаговый, кроме того, они различаются по видам! Поэтому будьте внимательны и изучайте информацию, где рассказывается об отличие видов друг от друга, чтобы понять, какой именно нужен вам для конкретной задачи!
Одношаговый кракелюрный лак от двухшагового отличается тем, что растрескивает верхний слой краски, т.е. имитирует растрескавшуюся краску. Весь декор — декупаж, роспись и т.д. наносятся ПОВЕРХ кракелюра. Составы для двухшагового кракелюра создают тонкую сетку трещин в лаковом покрытии, т.е. имитируют растрескивание лака. Двухшаговый кракелюр делается в самом конце работы уже поверх расписанной, окрашенной или декорированной в технике декупаж поверхности. Ещё одна особенность в работе с двухшаговым кракелюром — проявление трещинок. Так как трещинки образуются в прозрачном лаке, то плохо видны, и их проявляют, затирая различными пигментами.
У «Таира» есть прекрасный, по доступной цене по сравнению с другими производителями, кракелюрный лак на импортном гуммиарабике. Он работает как одношаговый лак для создания кракелюра, так и двухшаговый. Второй вариант нужно использовать в паре с шеллачным спиртовым лаком.
Итак, на нежно-розовый слой краски наношу губкой/спонжем кракелюрный лак, даю ему время просохнуть (на баночке указано 30-40 минут), я обычно жду минут 15-20, в этом промежутке готовлю краску для второго слоя. В оставшийся состав от прежнего колера добавляю Белила Титановые. В итоге получается цвет на два тона слабее и, значит, мои проявленные трещинки будут едва заметны, что я и хочу видеть в данной работе.
Можно проявить кракелюр феном, я кладу на балконе на солнечное место и это происходит естественным образом, как советуют профессионалы.
Шаг 3: Декупаж
Подбираю декупажную карту с подходящими цветами в винтажном стиле, ведь мы делаем декупаж под старину!
Для того чтобы задекорировать цветы на подготовленную основу, я вырезала их строго по силуэту, чтобы окружение декупажной карты не вырывалось из контекста зеркальца. Обычно в декупаже стараются сделать минимальным переход между бумагой и поверхностью, на которую её наклеивает, но я решила использовать другой приём: спичками поджигаю края вырезанных фрагментов, придавая эффект видавшего виды пергамента.
Когда все элементы вырезаны, приступаю к компоновке: выкладываю их на основу, двигаю, вращаю, фотографирую итоговый вариант, тем самым закрепляя свои манипуляции с бумагой.
Выбранные элементы декупажной карты замачиваю в воде на некоторое время, примерно 10-20 минут. Извлекать бумажные вырезки нужно аккуратно, иногда стоить иметь пинцетик или зубочистку под рукой, чтобы выловленный элемент ровно уложить на файлик лицевой стороной вниз, поправить лепестки и листья цветов. Излишки воды удаляю бумажной салфеткой, просто накрывая ею цветок. Не стоить елозить салфеткой по цветку, может оборваться какой-нибудь из его элементов и будет сложнее клеить на основу зеркальца. Теперь идёт в ход плоская синтетическая кисть и лак (клей) декупажный. Наношу клей поверх бумажных элементов.
Признаюсь, для меня лак-клей настоящее открытие, до этого я использовала бюджетный клей ПВА. Расскажу по своему опыту, от чего получила огромное удовольствие в работе с этим клеем:
-
• перенося с файлика на изделие декупажную карту, лак-клей быстро схватывается с основой, не скользит по ней, как это случается с клеем ПВА;
-
• с ним не нужно нервно выгонять воздух, тереть пальцами и удалять излишки клея влажной салфеткой, достаточно просто сверху пройтись кистью, фиксируя элемент;
-
• клей-лак образует тонкую прозрачную плёночку, она чем-то сравнима с клеем-моментом и секундным клеем по физическим ощущениям, если попробовать нанести клей-лак на кожу, чтобы ощутить разницу!
Ещё два больших преимущества этого клея: он разбавляется водой, его можно закреплять термообработкой, то есть утюгом.
Декупажем я оформляю зеркальце с двух сторон. Мне очень нравится оформлять так все свои изделия.
Шаг 4: Состаривание
Для такой ювелирной работы мне очень пригодилась кисть круглая, поролоновая 13 мм: у неё мелкая пористая структура, поэтому при тампонировании краски на край изделия данная кисть прекрасно растушёвывает её. Что ещё немаловажно в ней — деревянная палочка-держатель, благодаря которой пальцы остаются чистыми и, вращая зеркальце в руках при тампонировании можно забыть, что ненароком что-то испачкается в центре изделия! Удобная, практичная, простая вещь.
Когда цветом Английской Красной по краю зеркальца нанесён подготовительный слой для состаривания, я берусь за битумный лак. Промыв поролоновую кисть под водой, просушила о салфетку и нанесла на неё теперь битумный лак. Похлопывающими движениями легко наношу битумный лак на края зеркальца, через минуты две растушёвываю его тряпицей, растягивая к центру и ослабляя насыщенность цвета. При необходимости можно снова нанести битумный лак, чтобы сделать выразительным край изделия, подчеркнуть изогнутые линии зеркальца. Оставляю изделие на просушку примерно на сутки.
Шаг 5. Лакировка
Изделие нужно лакировать после полной его просушки. Как это определить? Изделие перестаёт подлипать к пальцам. Для лакирования зеркальца я выбрала полуматовый лак. Он придаст зеркальцу ощущение, будто его только что отреставрировали, восстановили старинную его ценность. Лакирую изделие с обеих сторон, по бокам и в вырезных его частях. Даю просохнуть сутки-двое, чтобы потом начать использовать по прямому его назначению.
Декупаж зеркала в винтажном стиле закончен! Прикручиваем зеркало, которое мы сняли почти в самом начале работы. Можно выбрать любую из декорированных сторон или, приложив немного усилий, сделать двустороннее зеркальце.
P. S. Огромное спасибо компании «Таир» за прекрасные материалы по доступной цене — для художника это немаловажно!
Автор мастер-класса — Людмила Лунц, художник-иллюстратор.