Декупаж и имитация плитки в голландском стиле
С помощью рельефной пасты, декупажа и ювелирной эпоксидной смолы делаем имитацию плитки в голландском стиле.
Здравствуйте, дорогие декупажницы! Сегодня я расскажу вам, как сделать имитацию плитки, используя материал, который очень редко кто использует в декупаже — ювелирную эпоксидную смолу. Её можно заказать в фирменном магазине «Таир», либо поискать на сайтах интернет-магазинов эпоксидных систем.
Будем делать подставку для столовых приборов с имитацией плитки в голландском сине-белом стиле.
Для имитации плитки и декупажа нам потребуются следующие материалы:
• грунт акриловый белый «Таир»;
• акриловая краска «Акрил-Арт» Белила Титановые;
• салфетки для декупажа в сине-белой гамме;
• паста акриловая рельефная тонкая «Таир»;
• ювелирная эпоксидная смола;
• мастихин пластиковый с широким ребром, нож для резьбы по дереву с V-образным наконечником, линейка, наждачная бумага средней и мелкой зернистости, пластиковая ёмкость для смешивания эпоксидной смолы, канцелярский файл, кисть белка.
Подготовка поверхности
Я взяла заготовку, которая называется «подставка под пульты», но я решила сделать из нее подставку для столовых приборов, потому как короб для кухни в этой технике я уже сделала и захотелось продолжения набора.
Заранее продумываем и компонуем рисунок из мотивов салфеток на стенках заготовки. Мотивы вырываем, чтобы при приклеивании салфетки у нас потом не образовалось «порожка».
Записываем все размеры плиток, которые будем формировать в дальнейшем, для наглядности можно карандашом на заготовке начертить себе макет, как эти плитки будут располагаться.
Грунтуем заготовку акриловым грунтом при помощи мебельного спонжа, одного раза будет вполне достаточно. Почему именно мебельная или строительная губка? Она оставляет меньше пузырей на поверхности при тамповочных движениях. В данном случае я грунтовала продольными движениями, как бы растягивая грунт по всей поверхности. Внутри заготовку грунтуем кистью — рука туда точно не пролезет.
После грунтовки можно не шкурить, потому что вторым этапом мы начинаем формировать плиточную кладку при помощи рельефной пасты. Наносим плоским мастихином пасту ровным слоем толщиной примерно 4 мм на всю поверхность, выше не нужно, иначе потом могут появиться сколы и трещины. Можно в пасту добавить немного ПВА для вязкости. Работать будем пошагово, с каждой стенкой отдельно, так как нам нужно очень хорошо просушивать слой пасты на каждой стенке заготовки и постараться не повредить его.
Теперь берем линейку и размечаем по краю заготовки нужные размеры плиток. Линейку прикладывайте аккуратно, не на слой с пастой, а рядом, на непокрытую пастой грань.
Теперь прикладываем линейку, по нашим пометкам прямо по поверхности с нанесённой пастой, таким образом мы делаем ровную разметку наших плиточек. Можно сделать наоборот, и дождаться, когда паста подсохнет и провести линии карандашом, но мне было удобнее работать с сырым слоем пасты.
Ребром мастихина прочерчиваем все наши наметки, сделанные линейкой.
Оставляем пасту сохнуть, примерно на 3-4 часа. Когда она почти высохла, берём нож для резьбы по дереву с V-образным вырезом и ведём им по нашей разметке. Такая техника называется «карвинг» по шпатлёвке или текстурной пасте. (У Натальи Фохтиной есть замечательный видео-мк по этому поводу). Кто не смотрел, в нашем мастер-классе я как раз описываю эту технику в своей интерпретации
Просушиваем пасту до полного высыхания и приступаем к ошкуриванию поверхности. Берём наждачку средней зернистости и начинаем шлифовать поверхность — нам нужно добиться идеальной гладкости плиточек. Конечную шлифовку делаем мелкозернистой шкуркой.
Формируем так все грани заготовки.
Грунтуем заготовку в 2-3 подхода. На этом этапе грунтуем тщательно, мебельным спонжем продольными движениями, чтобы на поверхности не оставить ни пузырей, ни полос. Очень хорошо просушиваем.
Шкурим. Закрепляем слоем акрилового глянцевого лака.
Теперь краской «Акрил-Арт» Белила Титановые прокрашиваем все загрунтованные поверхности. Белила обязательно берём титановые — они более укрывистые, чем цинковые.
Красим тщательно, так как хорошо прокрашенная заготовка — это основа удачной имитации в данном случае. Вся поверхность должна быть идеально белой.
Шкурим, закрепляем слоем акрилового глянцевого лака.
Декупаж
Берём наши подготовленные мотивы, вырванные из салфеток, и приступаем к наклеиванию.
Я всегда приклеиваю салфетку методом двух файлов. На файлик кладем мотив из салфетки «лицом» вниз. Сбрызгиваем пульверизатором.
Осторожно влажными пальцами растягиваем её.
Кладём сверху еще один файлик. Проходимся сверху пластиковой карточкой, тем самым выгоняя лишнюю воду и пузыри. Снимаем верхний файл. Сливаем лишнюю воду.
Промазываем поверхность заготовки акриловым лаком и прикладываем мотив вместе с файликом.
Опять берем пластиковую карточку и выгоняем воду и пузыри.
Осторожно снимаем файл и кисточкой разравниваем неровности, если они всё же образовались.
Сушим. Покрываем мотив двумя слоями акрилового лака. Шкурим.
Краской «Акрил-Арт» Белила Титановые прокрашиваем фон тамповочными движениями спонжем, тем самым выравнивая его и пряча края салфетки. Мелкие пузырьки можно пригладить кистью «белка», слегка касаясь окрашенной поверхности.
Закрепляем слоем акрилового глянцевого лака.
Работа с эпоксидной смолой
Когда мотивы у нас приклеены и поверхность полностью подготовлена, приступаем к завершающему этапу — формированию плиток при помощи ювелирной эпоксидной смолы. При работе с ней нужно соблюдать некоторые правила безопасности: работать в респираторе (поскольку пары эпоксидной смолы, выделяемые при смешивании двух компонентов, очень вредны) и пользоваться хирургическими перчатками (чтобы защитить кожу рук от случайного попадания вещества). После окончательного высыхания эпоксидная смола становится безопасной (мы же носим на себе ювелирные изделия с эпоксидкой).
Берём небольшую пластиковую ёмкость, наливаем на глазок первый компонент эпоксидки (из расчета, сколько её понадобится на одну грань). Если вы все же ошиблись в расчетах и сделали больше, то остатки эпоксидки можно залить в молд, если таковой имеется. Заодно и отливка еще для следующих работ получится. Добавляем второй компонент-загуститель, примерно 3:1 (три части смолы, одна часть загустителя). Тщательно перемешиваем в течение 3-4 минут.
«Забываем» про нашу эпоксидку часа на два, за это время как раз выйдут все пузыри и она начнет полимеризоваться, станет не такая жидкая.
Очень важно, чтобы поверхность, на которой лежит ваша заготовка была идеально ровная, можно проверить это при помощи строительного уровня. Место, где вы будете заливать, должно быть уединенное, не проходная комната и уж точно не кухонный стол. И желательно ещё завести для этой цели сетчатый колпак от мух, чтобы накрывать им работу после заливки во избежание попадания микроскопических волосков и пыли на поверхность.
Перемешиваем ещё раз плавными движениями по кругу и приступаем к заливке. Наливаем эпоксидку в центр и потихоньку начинаем ее растаскивать к краям граней. Тщательно контролируем этот процесс, чтобы эпоксидка у нас «не убежала» за края.
И теперь часа два неусыпно, каждые 10-15 минут мы контролируем поведение эпоксидки на поверхности. Если вдруг она убежала, берём сухую тряпочку и аккуратно убираем её по краям, как бы формируя ей барьер по краю поверхности.
Сушим примерно 7-8 часов, пока эпоксидка не станет вязкой. Степень вязкости можно проверить, легонько коснувшись поверхности влажным пальцем. Пока эпоксидка еще в таком состоянии, она способна самовыравниваться и «тыкать» в нее не страшно.
Берём пластиковый мастихин с широким ребром и проводим им линии по нашим бороздкам, сделанным ранее. Если ребро мастихина будет очень узенькое, мы просто не сможем сформировать грани плиток — эпоксидка будет постоянно в них набегать и выравнивать поверхность.
С периодичностью в 15 минут повторяем эту процедуру до почти полного застывания эпоксидки, потому что она ещё сохраняет свою текучесть, правда в меньшей степени, и стремится выровнять поверхность. На формирование одной грани уходит 12 часов, заливку лучше делать с утра. К вечеру одна грань у вас уже будет полностью сформирована. Процесс трудоёмкий в плане времени, но мне кажется, результат того стоит.
Таким образом формируем все грани заготовки.
Теперь делаем имитацию затирки швов. Берём Белый контур по стеклу и проводим им по сформированным бороздкам.
Сразу же пальцем проводим по бороздке с контуром — получается вот такая имитация затирки.
Излишки контура, попавшие на плитки, сразу же аккуратно убираем влажной ватной палочкой или тряпочкой.
Поверхность внутри подставки и бортики ещё раз прокрашиваем краской «Акрил-Арт» Белила Титановые. Закрепляем двумя слоями акрилового глянцевого лака. Финишную лакировку делаем вашим любимым лаком.
Нижнюю часть подставки вы можете декорировать по своему усмотрению — или оставить белой, либо наклеить салфетку как сделала я. Также на ваше усмотрение вы можете украсить фасочный срез на нижней части подставки и верхние края бортиков.
И вот после долгих и упорных сражений с эпоксидной смолой, мы получаем такой замечательный набор с имитацией плитки!
Автор мастер-класса — Ирина Трофимова, творческая мастерская «Денира».