Винтажный декупаж бюро «Эффект бабочки» своими руками. Пошаговый мастер-класс
В этом мастер-классе подробно и пошагово рассмотрен процесс создания нежного цветочного бюро в винтажном стиле для прекрасной леди.
Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Анна, я хозяйка домашней мастерской «Штуки-Туки». В декупаже я не очень давно, специального обучения не проходила, поэтому, если вдруг работаю не по технологии и допускаю технические ошибки, заранее прошу прощения.
Сегодня я приглашаю вас поучаствовать вместе со мной в процессе создания нежного цветочного бюро в винтажном стиле для прекрасной леди. Такое бюро можно использовать для хранения всяких женских штучек.
Для начала нам нужно решить, что примерно мы хотим видеть в результате. Для этого я обычно стараюсь набросать эскиз, хоть и не особо умею рисовать. Благодаря предварительному наброску мы также определяемся с материалами, которые необходимы для работы.
Для винтажного декупажа мы будем использовать следующие материалы:
• заготовки из фанеры (основа и медальон);
• грунт акриловый «Таир» (белый);
• лак-клей декупажный для твёрдых поверхностей;
• краска акриловая «Акрил-Хобби Де Люкс»: Нежное Небо, Фисташковый, Тосканский Розовый;
• паста акриловая рельефная (тонкая) «Таир»;
• лак шеллачный отделочный (спиртовой) осветлённый;
• краска декоративная акриловая «Хамелеон»: Фиолетовый, Синий, Зелёный;
• краска «Деколор» Золото Медальное;
• металлическая краска-вакса;
• контурная паста Золото Антик;
• паста-металлик с античным эффектом (темно-коричневый);
• краска для создания жемчужин perlen-pen (cream);
• льняное масло;
• трафареты;
• клей момент-кристалл;
• шлифовальная бумага, кисти, губки, карандаш, бумажные полотенца;
• кружево, декоративная фурнитура.
Определившись с материалами, берём нашу заготовку, внимательно осматриваем её, готовим к покрытию грунтом с помощью предварительного ошкуривания. Если есть неровности, сколы, выемки, шпатлюем их.
После этого разводим акриловый грунт до состояния жидкой сметаны — так он ровнее наносится и быстрее высыхает — и грунтуем всю заготовку. Грунтовка необходима для того, чтобы улучшить адгезию, дополнительно выровнять поверхность, уменьшить расход красок.
После высыхания тщательно шкурим заготовку, смахиваем пыль сухой щетинной кистью, и, если есть необходимость, наносим дополнительный слой грунта. Необходимо добиться ровного белого цвета поверхности, на которую впоследствии будет наклеена салфетка. Нет необходимости в этом там, где вы планируете использовать краски. Снова тщательно шкурим.
Также поступаем с медальоном, обязательно шлифуем все рельефы.
Когда заготовка готова к дальнейшей работе, прикладываем к ней салфетку и тонкой кисточкой, смоченной в воде, намечаем контур, по которому вырываем мотив. В данном случаем салфеточный мотив будет расположен на внешней низкой части бюро и внутренней высокой части.
Поскольку в данной заготовке присутствует несколько отделений, необходимо рассчитать положение салфетки, для этого той же смоченной в воде кисточкой намечаем будущие разрезы, на помощь приходит мерная лента. Прикладываем и проверяем, все ли совпадает. Салфетка у меня была одна, поэтому промахи критичны.
В данном случае методом файла нанести салфеточный мотив не представляется возможным, поэтому действуем старым добрым методом: наносим декупажный лак-клей плоской широкой кистью, стараясь не порвать салфетку и не наделать складок.
У меня это не получилось, складок с непривычки получилось целое море, но я не отчаиваюсь, запасных салфеток нет, поэтому придется исправлять недочеты в процессе.
Ждём пока салфетка высохнет и стараемся лёгкими движениями сошкурить образовавшиеся складки.
Срезаем лишние части салфетки в углах и стыках макетным ножом или скальпелем.
Затем берем краску, близкую по цвету к основному фону (в моём случае идеально подошла краска «Акрил хобби де Люкс» Нежное Небо. Закрашиваем складки, которые не удалось зашкурить. На данном этапе можно подрисовать нечёткие линии на салфетке или придать глубину фону.
Если нет уверенности в действиях, лучше предварительно покрыть слоем лака. Оставляем до полного высыхания. Оцениваем результат при дневном свете.
Покрываем заготовку акриловым лаком, чтобы дальнейшие манипуляции не испортили все старания.
На внешнюю низкую часть заготовки салфеточный мотив нанести гораздо проще, пользуемся излюбленным методом всех декупажниц — методом файла. Наносим воду на файл, кладем салфетку вниз лицом в воду, разглаживаем все складочки пальцами, смоченными в воде.
Поднимаем файлик, сливая лишнюю воду и переносим изображение на заготовку. Снова разглаживаем через файл, чтобы удалить лишнюю влагу и избавиться от складок. Аккуратно снимаем файл.
Наносим на мотив декупажный лак-клей плоской кистью.
Оставляем до полного высыхания и сошкуриваем лишние выступающие части салфетки. Закрашиваем лишние детали, в данном случае белая полоса, фоновым цветом. Покрываем акриловым лаком.
После полного высыхания салфеточных мотивов выбираем краски, с которыми будем работать дальше, в данном случае это краски «Акрил хобби Де Люкс» Нежное Небо, Тосканский Розовый и Фисташковый.
Окрашивание будет однотонным, поэтому необходимо лишь выбрать места нанесения. Розовый цвет наносим на дно бюро, небесный на внешние стенки, заднюю часть и дно, а фисташковый на внутренние стенки. Внешнюю часть дна заготовки пока не трогаем. Каждый цвет наносим в два слоя с промежуточным просушиванием.
После окрашивания тщательно шкурим, чтобы убрать возможные неровности. Покрываем акриловым лаком. На внутреннюю часть бюро наносим белую краску методом сухой кисти, чтобы сделать работу более объемной. Ждём высыхания и покрываем акриловым лаком.
На торцы наносим краску декоративную акриловую «Деколор» Золото Медальное в два-три слоя.
Пришло время оформить медальон. На центральную часть наносим краску «Акрил хобби Де Люкс» Фисташковый в два слоя, на торцы — «Деколор» Золото Медальное, также в два-три слоя.
Пока медальон сохнет, берем краску «Хамелеон» Фиолетовый и аккуратно плоской кистью наносим на дно бюро, на внутренние боковины наносим «Хамелеон» Зелёный, для дополнительной искристости, сверкания в лучах света. Это и есть тот самый эффект бабочки, которого я хотела добиться. Пока внутренняя часть бюро сохнет, окрашиваем дно бюро снаружи в два слоя цветом Нежное Небо. Ждём высыхания. Покрываем акриловым лаком.
Далее займемся фурнитурой, она оказалась слишком тёмного цвета, это легко исправить с помощью золотой вакс-пасты, которая не требует последующего покрытия лаком. Я наношу ее пальцем.
Мне также захотелось придать бабочке объёма. Для этого наносим контурную пасту Золото Антик на бабочку, повторяя рисунок. Сушим.
Пока фурнитура сохнет, займёмся медальоном. Я решила, что для дополнительного украшения на нём необходимо создать кракелюрную сетку. Трещинки на поверхности придадут эффект состаривания, характерный для стиля винтаж.
Для этого нам понадобится пара: шеллачный и кракелюрный лаки «ТАИР». Необходимо для начала нанести на медальон три-четыре слоя шеллачного осветленного лака с промежуточным просушиванием. Я наношу его маленьким кусочком губки, для того, чтобы потом не мучиться с отмыванием кистей, да и набирается на губку этот лак отлично, благодаря своей жидкой текстуре.
Покрываем его ещё одним слоем шеллака, ждём около 10 минут и наносим (я прямо наливаю немного из баночки) кракелюрный лак, распределяем его по всей поверхности медальона, кладём в чистое, сухое, теплое место без сквозняков. При двухшаговом кракелюре процесс лучше не ускорять с помощью фена, а положить изделие рядом с батареей, на солнце, или в теплом и сухом месте.
После того, как на медальоне появились прекрасные трещинки, их необходимо проявить. Можно использовать битум или масляные краски, но мне удобнее работать с помощью пасты с античным эффектом. Стираем лишнюю пасту салфеткой или бумажным полотенцем.
Если нужно, добавляем ещё пасты и идём смывать эту красоту под струёй тёплой воды, не трогая пальцами, чтобы все трещинки остались на месте. Сушим.
На высохший медальон после двух слоев шеллачного лака я нанесла акриловый лак из баллона, это был эксперимент, и он оказался удачным. Ждём высыхания.
Оформляем наш старинный винтажный медальон с помощью узкого хлопкового кружева молочного оттенка, приклеивая его по периметру клеем момент кристалл. Оформляем кайму медальона жемчужинами с помощью Perlen Pen. Сушим.
Состариваем и выделяем края медальона с помощью античной пасты, стираем излишки салфеткой.
Добавляем золотого блеска с помощью металлической краски-ваксы, стираем излишки. Эти материалы не требуют дальнейшего покрытия лаком, поэтому необходимо работать ими на финише.
Займёмся внутренним убранством бюро. Возьмём трафарет на клейкой основе и приложим его к средней стенке, нанесем кусочком губки тампонирующими движениями белую краску, таким образом оформим две средние стенки. Боковые внутренние стенки оформляем таким же образом с помощью угловых трафаретов. Ждем высыхания и покрываем акриловым лаком.
На задней стенке по задумке должен находиться медальон из структурной пасты, а внутри него силуэт девушки, перенесённый методом вживления. Вся эта красота будет расположена на фоне прекрасного цветочного орнамента, созданного с помощью красок «Хамелеон».
Отмечаем карандашом контур медальона, для того, чтобы в дальнейшем ровно нанести изображение.
Наклеиваем на заднюю стенку трафарет с цветочным орнаментом, берём сразу несколько цветов краски «Хамелеон» и тампонирующими движениями наносим цвета в хаотичном порядке, добиваясь переливов цвета.
В итоге мы получаем прекрасный переливчатый ненавязчивый рисунок. То же самое проделываем с дном бюро. Ждём высыхания, шкурим, покрываем акриловым лаком.
Возвращаемся к медальону с принцессой. Берём силуэт, вырезаем близко к контуру, оставляя чуть-чуть белой бумаги, чтобы в случае неаккуратной заливки лаком не повредить картинку.
Наносим слой глянцевого акрилового лака на картинку и на место вживления и прикладываем силуэт.
Выгоняем лишний лак и пузырьки воздуха с помощью подручных средств (у меня пластиковая карта), ждём высыхания несколько часов, а лучше — сутки.
После того, как рисунок приклеился смачиваем картинку небольшим количеством воды и аккуратно, пальцами, скатываем лишнюю бумагу, делаем это до тех пор, пока не останется чистого изображения без белёсого налёта.
Защищаем силуэт одним слоем акрилового лака, ждём высыхания и на предварительно отмеченное место приклеиваем трафарет. С помощью акриловой рельефной пасты создаём рамку медальона.
На внешних боковых сторонах бюро с помощью угловых трафаретов и текстурной пасты создаём цветочные орнаменты, повторяющие те, что мы нанесли ранее на внутренние стенки бюро, но большие по размеру. Ждём высыхания.
В это время шлифуем всё высохшие орнаменты наждачной бумагой.
Смахиваем образовавшуюся пыль щетинной кистью.
Снова накладываем трафарет на высохший орнамент, берём краску «Деколор» Золото Медальное и губкой, тампонирующими движениями, наносим её, придавая орнаменту золотистый оттенок, не затрагивая при этом пространство вокруг трафарета. Так же поступаем с медальоном на задней стенке. Ждём высыхания.
Украшаем салфеточный мотив искусственными жемчужинами с помощью Perlen Pen.
Покрываем высохшие орнаменты акриловым лаком.
Затираем таким же образом, как на медальоне, выступающие части бюро, сначала тёмной, потом золотой пастой, проходимся по углам и орнаментам. Это также сыграет на руку, придавая бюро очарование винтажного стиля.
Излишки, которые не успели удалить сразу, легко удаляются позже с помощью льняного масла.
Собираем наши декоративные элементы, приклеиваем их на бюро с помощью клея момент-кристалл, оставляем на просушку.
Декупаж чудесного винтажного бюро завершён. Оставляем для окончательной просушки на два-три дня. В это время аккуратно фотографируем и любуемся результатом.
Сердечно благодарю компанию «Таир» за множество интересных материалов высокого качества и по доступным ценам, а также за прекрасную возможность выразить себя, участвуя в таких вот показательных мастер-классах, а особенно Марию Фалееву за ее терпение, понимание и поддержку (не вырезайте, пожалуйста).
От всей души желаю всем творческих успехов! Спасибо за внимание.
Автор мастер-класса — Анна Иванова,
домашняя мастерская «Штуки-Туки».