Техника декупаж
От королевской забавы до народного творчества
Принято считать, что свои истоки современный декупаж берет от любимой забавы придворных барышень средневековой Франции, которые декорировали мебель красочными бумажными фрагментами, имитируя роспись. Бумага в те времена была куда толще деликатных немецких салфеточек, каждый мотив подвергался тщательному и аккуратному вырезанию, отчего и произошло название метода (decouper – франц. «вырезать»).
Не обошлось в изобретении декупажа и без китайцев: именно изящная лакированная мебель, которую они изготавливали на заказ для знати, послужила прототипом, которого пытались добиться мастерицы тех времен.
Чуть позже, при дворе английской королевы декупаж шагнул еще дальше – его начали активно использовать для декорирования более мелких предметов: шкатулок, расчесок и деталей дамского туалета. Ныне предметы, созданные мастерами 18-го века, причисляются к объектам искусства и служат примером подражания для современных рукодельниц.
Второе рождение декупаж пережил в 20-ом веке, легко расположившись на полотнах знаменитых художников — Пабло Пикассо, Анри Матисса. Ныне техника стала доступной абсолютно всем: колоссальные возможности в поиске арт-объектов и появление принципиально новых материалов подняло декупаж на новую ступень развития.
В поиске «холста»
Считавшийся при французском дворе «искусством нищих», в Англии декупаж принял формы роскоши. Ныне эта техника раскрывает огромные перспективы перед вдохновленным взглядом: в качестве основы для творчества можно использовать практически все, что душа пожелает. Некоторые ограничения лишь может создать тип выбранной основы.
Все потенциальные арт-объекты можно условно разделить на две группы:
- Пористые, которые хорошо принимают и впитывают краску, прочно удерживают на себе декор. К ним относятся заготовки из дерева, фанеры и МДФ, подложки из ДВП, неглазурованная керамика. Подготовка поверхности подобных предметов целиком зависит от их назначения: заготовки для творчества продаются ошкуренные и полностью готовые к работе, если же вы берете старую шкатулку или коробку, то вам придется самостоятельно снять с нее красочный слой, ошкурить и зашлифовать до гладкости.
- Гладкие поверхности, плотная структура которых не желает удерживать краску — стекло, фарфор, пластик, металл. Нанесенный слой краски с подобных предметов может сойти при любом механическом воздействии, а также попадании предмета в воду. Поэтому на бутылки и банки, вазы и тарелки рекомендуется перед декорированием наносить грунт, повышающий сцепление краски с поверхностью.
Совершенно особым декупажным звеном являются предметы из ткани. Они не требуют сложной подготовки — достаточно простой стирки изделия перед работой. Декупаж по ткани редко используется в одежде, так как вклеивание салфетки или карты делает фактуру ткани более грубой. Зато данный вид декупажа активно применяется для декорирования различных аксессуаров.
В поиске арт-объекта важно учитывать и уровень мастерства: если вы лишь испытываете свои силы, то наиболее выигрышным вариантом станут небольшие, плоские предметы — панно и тарелки, не требующие значительной подрисовки мотива, прокрашивания мелких деталей. Используя гладкие, непористые основы, вы легко сможете смыть неудавшуюся работу и начать все заново, в то время как дерево и фанера нетерпимы к подобным процедурам.
Бумажное соло
Декупаж имеет много общего с аппликацией, вместе с тем, он отличается от нее особой художественностью, живописностью – бумажные мотивы в нем обязаны имитировать роспись и сродняться с поверхностью. Работа с разными типами бумажных мотивов имеет ряд нюансов и тонкостей.
- Салфетки — самый популярный и любимый материал. Их тонкий красочный слой легко сливается с поверхностью, не образуя перепада высот, а в изобилии мотивов можно выбрать самые интересные варианты и сочетания. Вместе с тем, салфетки чрезвычайно сложны в работе — каждая лишняя капля клея может стать причиной их разрыва, на поверхности нередко формируются пузырьки и складки. Требуется опыт и сноровка, чтобы создать с помощью салфетки настоящий шедевр.
- Декупажные карты радуют не только изобилием мотивов, но и различной плотностью бумаги. Если указана плотность свыше 45 г\м будьте готовы к истончению бумаги, замачиванию мотива и достаточно хлопотной работе. Тонкие карты прекрасно приклеиваются по принципу виниловых обоев, но требуют нескольких лишних слоев лака для сокрытия перепада высот.
- Рисовая бумага — материал, идеальный для декупажа. Не рвутся, не образуют складок и легко ложатся даже на изогнутые и замысловатые поверхности.
Декупаж, как совокупность техник и методов
Современный декупаж — это не просто техника или метод, это целое направление в искусстве, сочетающее классическое вырезание мотивов и целый ряд художественных приемов.
- Художественный декупаж объединяет классику салфеточной техники с художественной подрисовкой акрилом, темперой или пастелью. Добавлены могут быть не только свет и тени, но и общий цветовой фон, дальняя перспектива картины и прочие фрагменты.
- Декупажи point-to-point. Традиционные виды росписи могут прекрасно дополнять сюжеты и акцентировать на них внимание. Особо популярным стало дополнение мотивов контурами — точечная роспись, очерчивание отдельных деталей рисунка контурными пастами придают работе объем.
- Объемный декупаж — обширное направление, в котором могут использоваться для придания объема рисунку пластик, полимерные глины, фоамиран и прозрачный структурный гель.
- Силуэтный декупаж — создание рисунка на холсте, при котором для формирования основных объектов используются карты и салфетки.
- Пейп-арт — нетрадиционное использование салфеток в создании рельефов и полихромных форм.
Многообразие техник и бумажных мотивов, богатая история декупажа и практически неограниченные возможности декорирования предметов породили и целый ряд стилей работы: шебби-шик и винтаж, прованс и кантри, модерн и минимализм, барокко и гламур. Декупаж — искусство, в котором вам никогда не станет скучно, потому как его перспективы и возможности могут быть ограничены лишь вашей фантазией.